Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Кондильяк Этьш Вонно (1715—1780) — французский просветитель, философ-сенсуалист, сторонник Локка (см.). Маркс отмечал,что Кондильяк, как и Локк, развивал ту точку зрения, что не только искусство создавать идеи, но и искусство чувственного восприятия составляют дело опыта и привычки. Но Кондильяк на ограничился повторением локковских идей в вопросах теории познания. В своём знаменитом произведении «Трактат об ощущениях» (1754) он показывает, что вся духовная деятельность человека возникает только из ощущений; он отвергает локковскоо понимание рефлексии. Согласно Локку, в духовной деятельности человека большое значение имеет рефлексия — независимый от чувств источник знания, особый вид внутреннего опыта, без которого нет познания. Эту непоследовательность в теоретико-познавательных взглядах Локка, являвшуюся уступкой идеализму, Кондильяк преодолел.
Будучи более последовательным сенсуалистом, чем Локк, он тем не менее допускал в теории познания серьёзные ошибки. С одной стороны, он признавал объективную истину, рассматривал ощущения как результат воздействия внешнего мира на органы чувств, с другой стороны, он объявлял сущность вещей непознаваемой. По учению Кондильяка, наши ощущения суть лишь знаки вещей, а не копии этих вещей. На вопрос, какова природа внешних предметов, Кондильяк отвечает, что человек этого знать не может. «Всё, что мы знаем, это что мы называем их телами»,— заявляет он. В этом — его уступка агностицизму. Помимо материальной субстанции Кондильяк признавал субстанцию духовную; он не сумел преодолеть дуализм.
В понимании общественных отношений Кондильяк был идеалистом. По Кондильяку, в общественной жизни решающую роль играют стремления людей получить максимум удовольствий. Лишь тот строй справедлив, в котором стремление человека к наслаждениям находит своё полное осуществление. Хотя сам Кондильяк не был материалистом, его обоснование сенсуализма оказало большое влияние на взгляды французских материалистов XVII в, Маркс и Энгельс видели главную заслугу Кондильяка в его борьбе против идеалистической метафизики XVII в. Кондильяк «доказал, что французы с полным нравом отвергли эту метафизику, как простой и неудачный плод воображения и теологических предрассудков».