Filslov.ru - Философия как предмет науки


Кондильяк Этьш Вонно (1715—1780) — французский просветитель, философ-сенсуалист, сторонник Локка (см.). Маркс отмечал,что Кондильяк, как и Локк, развивал ту точку зрения, что не только искусство создавать идеи, но и искусство чувственного восприятия составляют дело опыта и привычки. Но Кондильяк на ограничился повторением локковских идей в вопросах теории познания. В своём знаменитом произведении «Трактат об ощущениях» (1754) он показывает, что вся духовная деятельность человека возникает только из ощущений; он отвергает локковскоо понимание рефлексии. Согласно Локку, в духовной деятельности человека большое значение имеет рефлексия — независимый от чувств источник знания, особый вид внутреннего опыта, без которого нет познания. Эту непоследовательность в теоретико-познавательных взглядах Локка, являвшуюся уступкой идеализму, Кондильяк преодолел.

Будучи более последовательным сенсуалистом, чем Локк, он тем не менее допускал в теории познания серьёзные ошибки. С одной стороны, он признавал объективную истину, рассматривал ощущения как результат воздействия внешнего мира на органы чувств, с другой стороны, он объявлял сущность вещей непознаваемой. По учению Кондильяка, наши ощущения суть лишь знаки вещей, а не копии этих вещей. На вопрос, какова природа внешних предметов, Кондильяк отвечает, что человек этого знать не может. «Всё, что мы знаем, это что мы называем их телами»,— заявляет он. В этом — его уступка агностицизму. Помимо материальной субстанции Кондильяк признавал субстанцию духовную; он не сумел преодолеть дуализм.

В понимании общественных отношений Кондильяк был идеалистом. По Кондильяку, в общественной жизни решающую роль играют стремления людей получить максимум удовольствий. Лишь тот строй справедлив, в котором стремление человека к наслаждениям находит своё полное осуществление. Хотя сам Кондильяк не был материалистом, его обоснование сенсуализма оказало большое влияние на взгляды французских материалистов XVII в, Маркс и Энгельс видели главную заслугу Кондильяка в его борьбе против идеалистической метафизики XVII в. Кондильяк «доказал, что французы с полным нравом отвергли эту метафизику, как простой и неудачный плод воображения и теологических предрассудков».