Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Понятие — форма человеческого мышления, с помощью которой познаются общие, существенные признаки вещей, явлений объективной действительности. Процесс познания человеком природы начинается с чувственных восприятий, с непосредственного созерцания тех или иных вещей и явлений природы. Но познание не останавливается на этой первой ступени; оно идёт дальше— к образованию понятий. Понятия — «высший продукт мозга, высшего продукта материи». Понятие есть результат обобщения массы единичных явлений. В процессе этого обобщения мы отвлекаемся, абстрагируемся от случайных моментов, несущественных свойств и образуем понятия, которые отражают существенные, основные, решающие связи, свойства явлений, вещей.
Каждая наука, обобщая явления объективного мира, оперирует понятиями, отражающими тот или иной круг явлений. Так, например, физика оперирует понятиями массы, энергии, атома, электрона и т. п., биология — понятиями наследственности, изменчивости, естественного отбора и т. п., политическая экономия — понятиями стоимости, прибавочной стоимости, капитала и т. п. Философия, будучи наукой о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, выражает результаты своих обобщений в наиболее широких понятиях, каковыми являются понятия материи, движения, причины (см. Причинность), необходимости, случайности, качества, количества и т. д. Каждое из научных понятий выведено из самой реальной действительности путём обобщения и является слепком с неё.
Идеализм основан на отрыве понятия от действительности. Например, понятие числа возникло путём отвлечения от отдельных чисел, обозначающих то или иное количество конкретных вещей. Однако идеалисты до сих пор считают, что понятие числа, как и другие понятия математики, является априорным, т. е. существующим до и независимо от всякого опыта человека. Идеалистическая логика учит, что понятие как общее оторвано от гсего особенного и конкретного. В противоположность этому метафизическому взгляду диалектический материализм исходит из того, что понятия, являющиеся подлинно научным обобщением действительности, содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного.
Научные понятия, проверенные практикой, являются объективной истиной, дают глубокое отражение действительности. Ленин в «Философских тетрадях» следующим образом определяет роль научных понятий в познании: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное...— от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее).
Материалистическая диалектика требует, чтобы наши понятия были гибкими, подвижными; она борется против всякой окостенелости понятий. Если явления природы, общества взаимосвязаны, подвижны, переходят друг в друга, то ясно, что и человеческие понятия могут быть верной копией действительности лишь тогда, когда они будут столь же изменчивыми и гибкими. Диалектический материализм поэтому враждебен всякой косности, метафизичности, консерватизму в познании.Диалектика, подчёркивает Ленин, и есть теория познания, а это значит, что все законы и положения диалектики о развитии, изменении, о борьбе противоположностей и т. д. должны быть в полной мере применены к познанию, к понятиям.
Умение диалектически подходить к понятиям, как к формам человеческого мышления, отражающим изменяющуюся и беспрерывно развивающуюся действительность, имеет огромное значение в политической борьбе, в практической деятельности партии пролетариата. Классические образцы такого диалектического подхода дают классики марксизма-ленинизма, которые бичевали метафизиков от политики, оперировавших понятиями вне времени и пространства, бравших те или иные понятия как неподвижные и неизменные.
Так, например, понятие защиты отечества, прогрессивное лишь в определённой исторической обстановке, оппортунисты из II Интернационала применяли с демагогической целью к периоду империалистической войны 1914—1918 гг., когда этот лозунг уже не соответствовал действительности. Ленин и Сталин, разоблачая предательство социал шовинистов, показали, что понятие «защиты отечества» изменяется в соответствии с исторической ситуацией. В условиях, когда войну между собой ведут за свои интересы разные группы империалистических хищников, понятие «защиты отечества» означает защиту интересов «своей» буржуазии и предательство интересов рабочего класса.
Напротив, когда народ ведёт справедливую войну против чужеземного врага, когда народ отстаивает свою свободу, понятие «защиты отечества» выражает интересы прогрессивных сил. В войне против немецко-фашистских захватчиков лозунг защиты социалистического отечества, выдвинутый партией, был величайшей движущей силой. Он мобилизовывал народ на священную войну за свою Родину, за великие завоевания Октября. Таким образом, понятия должны быть, по выражению Ленина, обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, иначе они не дадут верного отражения действительности.
Например, такие понятия, как «прибавочный» труд, «необходимое» и «прибавочное» время, и тому подобные понятия, которые заимствованы из «Капитала» Маркса и сформулированы применительно к капиталистическому обществу, не применимы к совершенно новым условиям социалистического общества.