Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Материя. — Мир по природе своей материален. Наблюдаемое многообразие явлений в природе представляет собой различные формы движущейся материи. Материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Атом, живая плетка, организм, мыслящий человек суть разнообразные виды материи. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве. Она но исчезает и не создаётся вновь, она несотворима и неуничтожима; материя только меняет свои формы. Энгельс писал, что в круговороте, в котором движется материя, «ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения». К обобщённому выводу о единстве материального мира люди пришли в результате долгого развития философии и естествознания. Материальность мира доказывается не парой фокуснических фраз, указывает Энгельс, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.
Ещё первые древнегреческие философы признавали материю основой действительности, но они отождествляли материю с отдельными видами её. Фалес (см.) считал основой всего иоду, Анаксимен под бесконечной материей понимал воздух, Гераклит (см.) за первооснову всего принимал огонь. Все они признавали единство явлений природы, несмотря на их многообразие, и искали его в чём-то особенном (в воде, воздухе, огне). Впервые понятие материи создали древние атомисты (Левкипп, Демокрит— см., Эпикур — см.). Демокрит учил, что мир есть бесконечное множество неделимых атомов, тождественных по веществу своему, но отличных по величине и форме. В XVII в. атомистический взгляд на строение материи развивал французский философ Гассенди (см.). Он также считал, что мир состоит из атомов, которые обладают такими абсолютными свойствами, как твёрдость и непроницаемость. Другую точку зрения на материю развивал французский философ Декарт (см.).
Он выступал против атомистической теории и защищал идею непрерывности материи. Декарт отрицал неделимость атомов и считал, что материя делима до бесконечности. Французские материалисты XVIII в. выступили, с одной стороны, против Декарта, который отождествлял материю с протяжённостью, а с другой стороны, против Ньютона(см.), который понимал материю как нечто пассивное и инертное. Французские материалисты рассматривали материю в единстве с движением. Но и их взгляды не вышли за рамки метафизического взгляда, так как они считали, что материя состоит из неизменных одинаковых частиц, и сводили движение к простому перемещению в пространстве. «Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности . вещей» и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т. е. антидиалектический материализм».
Огромное значение для развития научных понятий о материи и законах её движения имели открытия великого русского учёного Ломоносова (см.), особенно открытие им закона сохранения материи и движения, доказывающего не уничтожимость материи и движения. Большим вкладом в научное понимание материи были философские учения русских мыслителей XIX в.— Белинского (см.), Герцена (см.), Чернышевского (см.), Добролюбова (см.), . выступивших против метафизического взгляда на материю, рассматривавших её в беспрерывном развитии и изменении. Однако только диалектический материализм сумел полностью преодолеть метафизические представления и дать научный взгляд на сущность материи. Глубокое и исчерпывающее определение материи дал Ленин. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Это определение является обобщением достижений науки о материи и даёт естествоиспытателям твёрдую материалистическую точку опоры для их конкретных исследований. Оно направлено против идеалистов, которые всякое новое открытие в области строения атома пытаются использовать для того, чтобы опровергнуть материализм и доказать, что материя — это фикция, символ, понятие, а не объективная реальность. Между тем, как бы ни менялись представления людей о строении атома, ничто не может опровергнуть главного, а именно того, что материя существует независимо от человеческого сознания и что всё существующее есть многообразное проявление материи. Определение материи как философской категории даёт ответ на вопрос об объективной реальности и первичности материи и охватывает все известные и неизвестные ещё формы существования материи.
Материя . обладает рядом существенных свойств, главнейшим из которых является движение. Материя, существует в пространстве и времени. Последние суть объективные формы бытия материи.
Представления о строении материи определяются историческим уровнем развития науки; они не могут не меняться с разлитием научных знаний, с углублением человеческого познания, с всё большим и большим проникновением человека, в тайны природы. Так, в связи с новыми успехами науки в конце XIX и в начале XX в. знания о структуре материи претерпели изменения, обогатились новыми открытиями (радиоактивность, теория электронов и т.. д.). Современная физика обнаружила, что не только атом имеет сложную структуру, но и его ядро, которое оказалось состоящим из частиц двух родов — протонов и нейтронов (см. Атом; Атомное ядро). Но «изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира». Буржуазные естествоиспытатели из крупнейших открытий физики в конце XIX и начале XX в. сделали идеалистический вывод. Ломку старых конкретных представлений о материи они истолковали как исчезновение самой материи.
Борясь против «физического» идеализма и махизма, Ленин указывал, что не материя исчезает, а тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Наши познания идут глубже и обнаруживают новые свойства материи. Понятие материи устареть не может, могут устареть и действительно стареют представления людей о строении вещества, о химическом составе пищи, об атоме и электроне.
Современные буржуазные философы вновь объявили поход против материи, извращая новые открытия в области микромира, т. е. мира мельчайших материальных частиц. Только диалектический материализм подводит прочную философскую базу под современные знания о материи. Марксизм учит, что нельзя отождествлять определение материи как философской категории с теми или иными физическими теориями о строении материи: изменение наших представлений о строении и свойствах материи не может опровергнуть факт объективной реальности материи.
Вместе с тем марксизм подчёркивает единство, связь философии с другими науками и борется против их разрыва. Энгельс указывал, что с каждым крупным открытием естествознания материализм принимает новый вид. Так, например, незыблемым является положение диалектического материализма о том, что пространство и время есть объективные формы бытия материи. Но современная физика обогатила, углубила наши конкретные представления о взаимоотношениях материи и движения, пространства и времени, и вне этих представлений нельзя ныне рассматривать понятия пространства и времени. Таким же незыблемым является положение диалектического материализма о движении как неотъемлемом свойстве, способе существования материи.
Но современные достижения физики — учение о взаимосвязи массы и энергии,, об изменении массы с увеличением скорости и пр.— углубили, конкретизировали наши понятия о движении, заставили отбросить устаревшие представления о нём. Вне современного физического учения о движении нельзя рассматривать понятие движения. Следовательно, диалектический материализм требует рассмотрения философского учения о материи в тесной связи с конкретными достижениями науки. В противном случае философия из творческой науки превращается в догматическую науку, неспособную к обобщению новых данных науки.