Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Базис и надстройка. — «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка — это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения». В марксистской науке об обществе вопрос о базисе и надстройке имеет огромное значение. Правильное понимание того, что составляет базис общества и что является его надстройкой, каково взаимоотношение базиса и надстройки, какова их связь с производством, с производительными силами позволяет вскрывать объективную закономерность развития общества и преодолевать субъективизм в подходе к истории общества.
Под базисом марксизм понимает совокупность производственных отношений людей. Производственные же отношения, тот или иной тип производственных отношений, характеризуются формой собственности. Состояние производственных отношений покапывает, в чьих руках находятся средства производства (см.)— в распоряжении всего общества или же отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства производства для эксплуатации других лиц, групп, классов. В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс указывал, что «совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Базис нельзя отождествлять с производством, а также отрывать от производства. Смешение базиса с производством может привести к неправильному выводу о том, что надстройка определяется непосредственно производством, в то время как в действительности она определяется им через посредство экономического базиса.
Отрыв базиса от производства ведёт к идеализму, создаёт неправильное представление о независимости производственных отношений от производительных сил. Марксизм-ленинизм учит, что способ производства представляет собой неразрывное единство производительных сил и производственных отношений. Базис не есть нечто неизменное. Марксизм учит, что базис исторически изменяется, являясь экономическим строем общества на данном этапе его развития. Например, базис социалистического общества коренным образом отличается от базиса капиталистического строя. Базис социалистического общества характеризуется господством общественной собственности на средства производства и отсутствием эксплуатации человека человеком. Капиталистический базис означает господство частнокапиталистической собственности на средства производства и эксплуатацию наёмного труда.
Если базис обслуживает общество экономически, то надстройка обслуживает общество политическими, юридическими, эстетическими и другими идеями и создаёт для общества соответствующие политические, юридические и другие учреждения. Одна из особенностей надстройки состоит в том, что она не связана непосредственно с производством, с производительными силами. Производительные силы непосредственно определяют базис общества. Надстройка же связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики, через посредство базиса. Изменения в уровне развития производительных сил отражаются надстройкой не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений, происходящих в производстве, в изменениях в базисе. Это положение марксизма имеет большое значение в борьбе против всякого рода вульгаризаторов, которые выводят юридические, эстетические и прочие идеи непосредственно из производства и тем самым искажают действительные закономерности возникновения и развития надстройки, её роль и значение в жизни общества.
В своей работе «Марксизм и вопросы языкознания» (см.) И. В. Сталин глубоко раскрыл взаимоотношения надстройки и экономического базиса. Прежде всего надстройка находится в тесной зависимости от базиса. «Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка». История общества даёт много примеров того, как перестраивалась надстройка общества в связи с ликвидацией старого экономического базиса и возникновением нового базиса. Именно эта закономерная связь между надстройкой и базисом даёт возможность понять, почему в разные исторические эпохи существуют разные политические, юридические, эстетические и другие идеи. Надстройка существует сравнительно недолго, она есть продукт одной эпохи, в течение которой живёт и действует данный экономический базис. Находясь в зависимости от базиса, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса.
Вырастая на определённом экономическом базисе, надстройка не является, однако, как думают всякого рода вульгаризаторы, пассивной, а экономический базис отнюдь не представляет единственной активной силы в развитии общества. К вульгаризаторам, отрицавшим активную роль надстройки, принадлежали «экономисты» и меньшевики с их проповедью «теории стихийности», с их отрицанием необходимости диктатуры пролетариата для построения социализма. Вульгаризаторскую идею о пассивности надстройки сознательно используют и современные правые социалисты, проповедующие враждебную, .марксизму, теорию . мирного врастания капитализма в социализм без революционной борьбы, без свержения власти буржуазии. Марксизм-ленинизм разбил эти оппортунистические, контрреволюционные «теории», направленные на сохранение отживших свой век реакционных порядков. Марксизм требует учитывать огромную роль надстройки — государственного строя, права, политических, философских и других идей — в развитии и укреплении базиса, её породившего.
Иначе не может быть: надстройка для того и создаётся базисом, чтобы помогать ему оформиться и укрепиться. Надстройка в классовом обществе носит классовый характер, она не может безразлично относиться к своему базису, одинаково относиться ко всем классам, — иначе она не будет надстройкой. Оказывая серьёзное влияние на базис, надстройка ускоряет или, наоборот, замедляет развитие общества. Так, империалистическая буржуазия использует своё государство для борьбы с пролетарской революцией, задерживая прогрессивное развитие общества. Все средства политического и идеологического воздействия буржуазного государства пущены в ход, чтобы притупить политическое создание масс и сделать их орудием политики империализма.
Политическая надстройка, следовательно, здесь играет активную реакционную роль. Пролетариат, завоевав политическую власть и используя объективный закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), уничтожает буржуазную частную собственность, тормозящую развитие производительных сил, создаёт условия для перехода мелкого крестьянского хозяйства на рельсы коллективного, социалистического хозяйства. Взамен частной собственности устанавливается социалистическая общественная собственность на средства производства. Здесь мы имеем яркий пример активной революционной роли политической надстройки в развитии общества, его экономики и производительных сил.
При социализме роль надстройки становится особенно значительной. Объясняется это тем, что в отличие от капиталистического общества, где развитие хозяйства основано на стихийных законах, в советском социалистическом обществе народное хозяйство развивается по научно разработанным планам, отражающим объективные экономические законы социализма и находящимся в соответствии с ними. Никогда ещё в историй человечества государство не выполняло в такой мере хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, как это осуществляет Советское государство. Могучая воздействующая роль политики Коммунистической партии и Советского государства на развитие экономического базиса состоит в том, что эта политика основывается на учёте объективных экономических законов социализма, строится в соответствии с назревающими историческими потребностями.
Зная законы общественного развития, Коммунистическая партия заранее предвидит основные процессы экономического развития в будущем и соответственно намечает программу деятельности государства, мобилизуя для осуществления этой программы народные массы. Таким образом, рассматривая надстройку как зависящую от экономического базиса, марксизм вместе с тем со всей силой подчёркивает огромную активную роль надстройки в развитии экономического базиса. В настоящий период, когда советский народ под руководством Коммунистической партии осуществляет грандиозные задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму, важным условием успешного движения вперёд является дальнейшее укрепление Советского государства, воспитание трудящихся масс в духе коммунизма, советского патриотизма, укрепление всего идеологического фронта, борьба с пережитками капитализма в сознании людей.
Марксистско-ленинское учение о базисе и надстройке общества является действенным руководством в борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунизма. Если буржуазное государство, буржуазное право активно содействуют сохранению экономического базиса капитализма, экономического строя эксплуатации и. угнетения, то без уничтожения власти буржуазии, учит марксизм-ленинизм, невозможно и уничтожение капиталистического строя, невозможно социальное освобождение рабочего класса и всех трудящихся и, следовательно, невозможно строительство социализма. Только социалистическая революция, уничтожающая диктатуру буржуазии и устанавливающая диктатуру пролетариата, обеспечивает переход от капитализма к социализму, создаёт условия для построения социалистического, а затем и коммунистического общества — таков вывод, который вытекает из марксистско-ленинских положений о базисе и надстройке.