Filslov.ru - Философия как предмет науки


Диалектический материализм —мировоззрение марксистской партия, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дальше Лениным и Сталиным. Мировоззрение это называется диалектическим материализмом потому, что его метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а его представление о мире, его философская теория является последовательной научно-материалистической.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составляет теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии.

Диалектический материализм возник в 40-х годах прошлого столетия как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Это был революционный скачок в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому, научному мировоззрению. Но эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Поэтому, вырабатывая своё философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли.

Всё лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектический материализм продуктом развития наук, в том числе философии за предыдущий период. Из диалектики Гегеля (см.) они взяли лишь её «рациональное зерно» и, отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развили диалектику дальше, придав ей современный научный вид. Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую, форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии.

Только диалектический материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетённые классы. В противоположность многочисленным течениям и теченьицам буржуазной философии диалектический материализм является не просто философской школой, философией одиночек, а боевым учением пролетариата, учением миллионов трудящихся, которых оно вооружает знанием путей борьбы за коренное переустройство общества на коммунистических началах. Диалектический материализм есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся учение. Марксистская философия развивается и обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, обобщения естественно-научных открытий. После Маркса и Энгельса величайший теоретик марксизма В. И. Ленин, а после Ленина И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперёд марксизм.

Ленин в своей книге « Материализм и эмпириокритицизм» (см.), явившейся теоретической подготовкой марксистской партии, отстоял огромное теоретическое богатство марксистской философии в решительной борьбе против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев. Разгромив махизм и прочие идеалистические теории эпохи империализма, Ленин не только защитил диалектический материализм, но и развил его дальше. В своём произведении Ленин обобщил новейшие достижения наук за период после смерти Энгельса и указал естествознанию путь из того тупика, в который его завела идеалистическая философия. Все произведения Ленина, каким бы вопросам они ни были посвящены, имеют огромное философское значение, являются образцом применения и дальнейшего развития диалектического материализма. Большой вклад в дальнейшее развитие марксистской философии внесли произведения И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (см.),«Марксизм и вопросы языкознания» (см.) , « Экономические проблемы социализма в СССР» (см.) и другие его труды.

Составными, неразрывными частями диалектического материализма являются марксистский диалектический метод (см.) и марксистский философский материализм (см.). Диалектика даёт единственно научный метод познания, позволяющий правильно подходить к явлениям, видеть те объективные и наиболее общие законы, которые управляют их развитием. Марксистская диалектика ;учит, что правильно подходить к явлениям и процессам природы и общества значит брать их в их связи и взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; понимать развитие не как простой количественный рост, а как процесс, в котором количественные изменения на определённой ступени закономерно превращаются в коренные качественные изменения; исходить и того, что внутренним содержанием развития и перехода от старого качества к новому является борьба противоположностей, борьба между новым и старым. Диалектику Ленин и Сталин называют «душой марксизма».

Марксистская диалектика органически связана с марксистским философским материализмом. Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своей природе материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из одной формы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождение высокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения, представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческого сознания внешнего мира.

Диалектический материализм впервые создал научную теорию познания, имеющую неоценимое значение для понимания процесса познания объективной истины.

Диалектический материализм— революционная теория преобразования мира, руководство к революционному действию. Марксистской философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Представители домарксовской философии ставили своей целью только объяснение мира. Задача же марксистско-ленинской партии—коренное революционное изменение мира. Диалектический материализм является действенным орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. «Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания»

Теория марксизма-ленинизма — диалектический и исторический материализм — выдержала всестороннюю проверку на опыте Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма в СССР, победы СССР в Великой Отечественной войне, на опыте развития стран народной демократии (см.), победы Великой Китайской революции и т. д. Учение марксизма-ленинизма всесильно потому, что оно верно, потому, что оно даёт правильное понимание объективных закономерностей развития действительности. Только революционное мировоззрение марксистско-ленинской партии Позволяет правильно понимать исторический процесс и формулировать боевые революционные лозунги.

Отличительной чертой диалектического материализма является его революционно-критический характер. Философия марксизма-ленинизма сложилась и развилась в постоянной и непримиримой борьбе с различными буржуазными, оппортунистическими и другими реакционными философскими течениями. Критическим духом, пролетарской партийностью пронизаны все произведения классиков марксизма. В диалектическом материализме находит своё высшее выражение единство теории и практики. На практике доказывает диалектический материализм правильность своих теоретических положений. Марксизм ленинизм обобщает практику, опыт народов и показывает величайшее революционное, познавательное значение для теории, для философии исторического опыта народных масс. Связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство являются путеводной звездой партии пролетариата.

Диалектический материализм как мировоззрение имеет огромное значение для всех других наук. Каждая отдельная наука изучает определённый круг явлений. Например, астрономия изучает солнечную систему и звёздный мир, геология — строение и развитие земной коры, общественные науки (политическая экономия, история, право и др.) изучают различные стороны общественной жизни. Но отдельная наука и даже группа наук не может дать картину мира в целом, не может дать мировоззрение, так как мировоззрение есть знание не о тех или иных частях мира, а о закономерностях развития мира в целом.

Только диалектический материализм является таким мировоззрением, которое даёт научный взгляд на мир в целом, раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, охватывает единым пониманием сложную цепь явлений природы и человеческой истории. Диалектический материализм навсегда покончил со старой философией, претендовавшей на роль «науки наук», стремившейся заменить собой все остальные науки. Свою задачу диалектический материализм видит не в том, чтобы заменить собой другие науки — физику, химию, биологию, политическую экономию и т. п., а в том, чтобы, опираясь на достижения этих наук и беспрерывно обогащаясь данными этих наук, вооружать людей научным методом познания объективной истины.

Таким образом, значение диалектического материализма для других наук заключается в том, что он даёт правильное философское мировоззрение, знание наиболее общих законов развития природы и общества, без чего не может обойтись ни одна область науки, ни практическая деятельность людей. Исключительно велико значение диалектического материализма для развития естествознания. Развитие естественных наук в СССР показывает, что, только руководствуясь философией диалектического материализма, естествознание может добиться величайших успехов.

Философия марксизма-ленинизма партийная, она открыто выражает и отстаивает интересы пролетариата и всех трудящихся масс и борется против любой формы социального гнёта и рабства. В мировоззрении марксизма-ленинизма сочетаются научность и последовательная революционность. «Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью,, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно».

Современная буржуазная философия предпринимает один поход за другим с целью опровергнуть марксистскую философию, подорвать её влияние на сознание масс. Но тщетны все попытки реакционеров. Победа народной демократии в ряде стран значительно расширила сферу влияния марксистско-ленинского мировоззрения; оно стало господствующим мировоззрением не только в СССР, но и в странах народной демократии. Велико влияние марксистской философии и в капиталистических странах. Сила марксистско-ленинского мировоззрения неодолима.