Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Дицген Иосиф (1828—1888)— немецкий рабочий-кожевник, социал-демократ, самостоятельно разработавший ряд вопросов философии и пришедший к выводам, очень близким к диалектическому материализму Маркса и Энгельса.
После революции 1848 г. он эмигрировал в Америку. В 1864 г, в поисках работы приехал в Россию. Работая в Петербурге на кожевенном заводе, Дицген весь свой досуг отдавал трудам в области философии, политэкономии и социализма. В России им был написан большой философский трактат «Сущность головной работы человека», рецензия на первый том «Капитала » (см.) К. Маркса. В 1869 г. И. Дицген возвратился в Германию, а затем переехал снова в Америку, где написал свои философские труды: «Экскурсии социалиста в область теории познания» и «Аквизит философии».
К. Маркс высоко ценил Дицгена как мыслителя. Отмечая ряд ошибок и путаницу в его воззрениях, Маркс писал, что Дицген высказал «много, превосходных и, как продукт самостоятельного мышления рабочего,. Достойных изумления: мыслей». Столь же высокую оценку давал Дицгену Энгельс. «И замечательно, — писал Энгельс, — что не одни мы открыли эту материалистическую диалектику которая вот уже много лет является нашим лучшим орудием труда и нашим острейшим оружием; немецкий рабочий Иосиф Дицген вновь открыл ее независимо от нас и даже независимо от Гегеля».
Основной вопрос философии и Дицген решал материалистически. Он резко критиковал «слепую курицу»— философский идеализм, а также вульгарный материализм, противопоставлял два лагеря в философии и жестоко бичевал гнусную «партию середины». Идеалистов он называл «дипломированными лакеями» поповщины. Защищая материалистическую теорию отражения в познании, И. Дицген допускал ряд ошибок: преувеличивал относительность человеческих знаний, делая уступки идеализму и агностицизму, отождествлял сознание и материю, утверждал врождённый характер некоторых понятий и т. п. Однако эти, как и некоторые другие, ошибки не могут преуменьшить заслуг И. Дицгена в области философии. Дицген был воинствующим атеистом.
В « Материализме и эмпириокритицизме» (см.) Ленин, защищая правильную в основном дйа-лектико-материалистическую теорию познания Дицгена и отмечая его ошибки, в то же время резко критиковал попытки идеалистов создать из этих ошибок некую систему — «дицгенизм», которую сын Дицгена махист Евгений Дицген и другие махисты и ревизионисты хотели противопоставить марксизму. «Дицгенизм» — это реакционная и жульническая выдумка махистов, пытавшихся превратить материалиста И. Дицгена в махиста. ««Дицгенизм» в отличие от диалектического материализма,—писал Ленин,— есть путаница, есть шаг к реакционной философии, есть попытка создать линию не из того, что есть великого в Иосифе Дицгене (в этом рабочем-философе, открывшем по-своему диалектический материализм, много великого!), а из того, что есть у него слабого!».