Filslov.ru - Философия как предмет науки


Марксистский философский материализм — высшая, единственно научная форма материализма, созданная Марксом и Энгельсом и развитая дальше Лениным и Сталиным. Создание марксистского философского материализма как составной части диалектического и исторического материализма нанесло окончательное поражение антинаучной линии в философии — идеализму и ознаменовало полное торжество материалистической философии в её многовековой борьбе против всех и всяческих форм религиозно-идеалистического мировоззрения.

Марксистский философский материализм возник как прямое продолжение лучших традиций старой, домарксовской материалистической философии. Но старый материализм имел ряд серьёзных недостатков, не позволявших ему подняться на уровень последовательно научной философии. Старый материализм был механистическим материализмом; он пытался свести сложные, формы движения материи к законам простейшей, механической формы движения. Марксистский материализм, опираясь на достижения наук, изучающих все формы движения материи, признаёт качественное своеобразие каждой формы движения и специфичность законов их развития; механическую форму он рассматривает как одну из многообразных форм движения, притом как простейшую.

Старый материализм был метафизическим материализмом, т. е. он рассматривал мир в состоянии покоя и неизменности. Марксистский материализм является диалектическим материализмом, так как он рассматривает природу и общество в их непрерывном развитии и обновлении. Старый материализм не мог материалистически объяснить общественные явления. Марксизм впервые применил положения диалектического материализма к объяснению общества и обосновал материалистическое понимание истории. Старый материализм был созерцательным материализмом, так как он не понимал преобразующей роли практической деятельности человека. Старые материалисты сущность человека понимали абстрактно, а не как совокупность общественных отношений. Они только объясняли мир тогда, когда дело идёт об изменении его, т. е. не понимали значения революционной практической деятельности.

Марксистский философский материализм — могучее орудие познания и переделки мира. По своим классовым корням марксистский материализм коренным образом отличается от прежних форм материализма. Материализм XVIII B B. был идеологией революционной в то время буржуазии. Наиболее передовые представители домарксовского материализма — русские материалисты XIX в. Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.), Добролюбов (см.) и др.— выражали интересы крестьянства в их борьбе против крепостного права. Домарксовские буржуазные материалисты были только родоначальниками какой-либо философской «школы». Лишь марксистский философский материализм стал теорией самого передового класса — пролетариата, его знаменем.

Основными чертами марксистского философского материализма являются:

1) признание материальности мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи;

2) признание первичности материи и вторичности сознания;

3) признание познаваемости материального мира и его закономерностей, объективной истинности научного знания. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, что явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы — от мельчайших частиц атома до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека — представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях её развития.

В противовес идеализму, который считает, что мир создан богом или что мир является воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания», марксистский философский материализм исходит из того, что материя существует вечно, никем не сотворена, что мир развивается по объективным законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе». В противоположность идеализму, считающему, что реально существует лишь сознание, что материальный мир, бытие, природа существуют лишь в сознании, в ощущениях, понятиях, марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляют объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, что мышление есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства, продукт мозга.

Марксистский философский материализм последовательно решает и другую сторону основного вопроса философии — способно ли наше мышление познать действительный мир. В противоположность идеализму, который оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, отрицает достоверность наших знаний, марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Марксистский материализм утверждает, что человеческая практика есть решающее доказательство истинности наших знаний, что нет в мире таких вещей, которые не могут быть познаны силами науки и практики.

Диалектический материализм разработал единственно научную теорию познания. Старый, домарксовский материализм не понимал активной роли мышления в процессе познания. Как указал Маркс, идеализм развивал активную сторону мышления, но идеализм извращал действительный пропесс познания. Только марксистский материализм впервые в истории философии поставил теорию познания иа твёрдый научный фундамент, применил к познанию диалектический метод, вскрыл исторический характер знаний на каждой данной ступени, показал взаимосвязь абсолютного и относительного в познании и т. д. Марксистскому философскому материализму чужда созерцательность старого материализма: он показал, что любой шаг в познании связан с практической и прежде всего с производственной деятельностью людей. Включив в теорию познания революционную, практически-критическую деятельность людей, марксистский философский материализм совершил подлинный переворот в философии. «Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые завлекают теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата.

Громадное значение имеет применение положений марксистского философского материализма к истории общества и к практической деятельности Коммунистической партии. В применении к обществу марксистский философский материализм означает, что условия материальной жизни общества, общественное бытие первичны, а идеи, сознание вторичны. «Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опирается в своей практической деятельности именно на потребности развития материальной жизни общества, никогда не отрываясь от реальной жизни общества». Практическая деятельность марксистской партии основывается не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т. п., а па изучении объективных, т. е. существующих независимо от воли и сознания людей, закономерностей общественного развития. «Философия Маркса,— указывал Ленин,— есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности»

В трудах Ленина и Сталина марксистский философский материализм получил своё дальнейшее развитие и конкретизацию. В своём труде «Материализм и эмпириокритицизм » (см.) Ленин обобщил достижения науки, особенно физики, за период после смерти Энгельса и придал новую форму марксистскому философскому материализму, поднял его на новую ступень. В этом труде Ленин развил все стороны материализма Маркса: учение о материальности мира, о сознании как функции мозга, о познании как отражении объективного мира, глубоко и исчерпывающе сформулировал основные принципы марксистской теории познания, показал сложную диалектику процесса познания объективной истины, дал уничтожающую критику новейших разновидностей идеализма — махизма, прагматизма и т. п. И. В. Сталин в труде «О диалектическом и историческом материализме» и в других произведениях ярко показал противоположность материалистического мировоззрения идеалистическому и на основ е обобщения новейших данных науки и исторической практики человеческого общества развил дальше основные положения марксистского философского материализма, показал его значение для практической борьбы за коммунизм.

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин изложил и развил дальше одно из важнейших положений марксистского философского материализма — об объективном характере законов науки. Это положение имеет огромное значение в борьбе против современной идеалистической философии, рассматривающей законы науки как произвольную конструкцию человеческого ума, как символы, позволяющие лишь упорядочить человеческие ощущения. Оно имеет огромное значение для практики коммунистического строительства, ибо требует руководствоваться в практической деятельности не случайными мотивами, не субъективными пожеланиями, а объективно действующими законами социалистической формации — такими законами, как основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. В своём труде И. В. Сталин нанёс удар по рецидиву махистского истолкования законов, имевшего место среди части советских экономистов, философов и юристов, дал пример материалистического подхода к актуальным проблемам науки и практики.

Марксистский философский материализм противостоит ныне мировой идеалистической реакции как единственная философская теория, дающая научную картину мира, отстаивающая научные принципы и методы объяснения природы и общества, вооружающая трудящееся человечество орудием борьбы за коммунизм. Марксистский философский материализм является теоретической базой развития современного естествознания. На основе марксистского материалистического миропонимания мичуринская биология одержала победу над идеалистическим лжеучением вейсманизма-морганизма.

На основе материализма советские физики и все прогрессивные учёные мира ведут борьбу против «физического» идеализма, затрагивающего прогресс науки, примиряющего науку с религией. Для деятелей всех отраслей науки марксистский философский материализм даёт единственно верные руководящие идеи, помогающие достижению практических успехов. Марксистское материалистическое миропонимание является великим орудием коммунистического воспитания трудящихся масс, борьбы с религиозными предрассудками и пережитками, орудием быстрейшего проникновения науки в массы. Марксистское материалистическое миропонимание партийно от начала до конца. Оно враждебно идеализму, под какой бы личиной он ни скрывался. Это особенно важно сейчас, когда «новейшие» многочисленные течения современной буржуазной философии, борясь против материализма, клевеща на него, пытаются прикрыться «беспартийностью», встать «выше» борющихся партий в философии. Разоблачать явных и скрытых «дипломированных лакеев фидеизма», руководствуясь великими идеями марксизма-ленинизма, — таковы задача и долг философов-марксистов.