Filslov.ru - Философия как предмет науки


Марксистский диалектический метод —единственно научный метод познания, созданный Марксом и Энгельсом и развитый в новых исторических условиях Лениным и Сталиным. Марксистский диалектический метод является составной частью философии марксизма — диалектического и исторического материализма, руководством в революционной практической деятельности партии пролетариата. Значение материалистической диалектики для создания теории научного коммунизма, для разработки стратегии и тактики Коммунистической партии, для обобщения результатов развития науки исчерпывающе выразил Ленин в статье «Переписка Маркса с Энгельсом»: «Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,— тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика.

Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли».

Марксистский диалектический метод был создан и развит в борьбе против антинаучного метафизического метода (см. Метафизика). Марксистская диалектика создавалась также в борьбе против идеалистической диалектики Гегеля (см.). Использовав «рациональное зерно» гегелевской диалектики, Маркс и Энгельс создали новый диалектический метод, в корне противоположный идеалистической диалектике Гегеля. Противоположность марксистского диалектического метода и метода Гегеля есть выражение противоположности пролетарского и буржуазного мировоззрений. Диалектика Гегеля не была научной формой диалектического мировоззрения.

Она была идеалистической диалектикой, мистифицировавшей подлинное развитие, утверждавшей, что развивается не реальный мир, а некая мистики! Философский словарьческая «абсолютная идея». Она третировала природу как некую «низшую» сущность по сравнению с духом и на этом основании отрицала развитие в материальном мире. В применении к истории общества диалектика Гегеля признавала развитие лишь в прошлом, отрицая развитие в настоящем и будущем. Она исходила из того, что на определённой ступени прекращается развитие человеческого общества, и этой высшей ступенью всего развития, его венцом, гегелевская философия считала реакционное прусско-юнкерское государство конца XVIII — начала XIX в.

В противоположность гегелевской диалектике марксистская диалектика является материалистической. Это значит, что в основу развития она кладёт реальный объективный мир, материальную природу, считая сознание, идеи лишь отражением этого мира, отражением природы. Материалистическая диалектика в соответствии с самой действительностью распространяет принципы развития и на природу. В своих трудах классики марксизма раскрыли диалектический характер природы, обобщив великие достижения естествознания. В противовес гегелевской диалектике марксистский диалектический метод революционен от начала до конца и своим остриём направлен к настоящему и будущему человеческого общества. Он отметает как вздорное утверждение о том, что на какой-то ступени прекращается развитие общества. Применив оружие революционной диалектики к анализу капиталистического способа производства, Маркс в своём основном произведении — в «Капитале» — показал неизбежность гибели капитализма и перехода человечества к коммунизму.

Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами:

1. Диалектический метод рассматривает природу как связное, единое целое, где предметы и явления зависят друг от яруга, друг друга обусловливают; всё находится в связи и взаимодействии — таково утверждение диалектики.

2. Диалектический метод рассматривает природу как состояние непрестанного движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век; всё находится в движении и изменении, учит диалектика.

3. Диалектический метод рассматривает развитие природы как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным; количественные изменения переходят в качественные — таково одно из главных положений диалектики. Согласно диалектике развитие не есть простое повторение пройденного, а поступательное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии. 4. Диалектический метод исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что всё имеет свою отрицательную и положительную сторону, своё отживающее и развивающееся и что борьба между отживающим и развивающимся составляет внутреннее содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные; борьба противоречий ведёт вперёд, гласит одно из важнейших положений диалектики.

Эти положения диалектического метода о развитии природы относятся целиком и к развитию общества. Каждая общественно-экономическая формация (например, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм) представляет собой единое целое, где отдельные стороны и явления (способ производства материальных благ, политическое устройство, духовные процессы жизни) связаны между собой воедино, находятся во взаимодействии. Общественные идеи, политические учреждения, имея свои корни в экономическом строе, базисе общества, оказывают в свою очередь на него обратное воздействие, причём основу этого взаимодействия составляет экономический базис общества.

Тот факт, что в истории общества одни общественно-экономические формации сменялись другими, говорите том, что и в общественной жизни всё находится в движении, изменении. В обществе, как и в природе, неодолимо только то, что возникает я развивается. Смена одной общественно-экономической формации другой естьи скачкообразный, революционный переход из одного качественного состояния общества в другое качественное состояние в результате накопления количественных изменений. Так, постепенное накопление сил пролетариата (рост его численности, организованности, классового самосознания, рост его связей со всеми трудящимися и эксплуатируемыми) завершается пр и наличии объективных предпосылок, созданных всем ходом экономического развития при капитализме, скачком, победой социалистической революции и превращением пролетариата из класса угнетённого и эксплуатируемого, каким он является при капитализме, в класс господствующий и направляющий развитие общества к коммунизму.

Каждая новая историческая формация представляет более прогрессивную, более высокую ступень в отношении к предшествующей ей общественной формации: капитализм — более высокий общественный строй, чем феодализм; социализм представляет по сравнению с капитализмом неизмеримо более высокую ступень общественного развития. Внутренним содержанием этого процесса развития от одной общественно-экономической формации к другой является происходящая во всех классовых, антагонистических формациях борьба между классами, выражающая противоречие в самом способе производства, противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Таким образом, история общества, как и история природы, свидетельствует о том, что в мире всё развивается диалектически. Марксистская диалектика учит правильному подходу к явлениям природы и общества. Важнейшее требование марксистского диалектического метода — проверка добытых истин на практике, учёт всех изменений, связанных с практической деятельностью людей, с возникновением новых исторических условий, приходящих на смену старым, отживающим свой век.

Ленин и Сталин называют материалистическую диалектику душой марксизма. Применив диалектику к анализу новых исторических условий эпохи империализма и пролетарских революций, к анализу строительства социалистического общества, Ленин и Сталин отстояли марксистскую диалектику от покушений оппортунистов и реформистов, творчески развили её, подняли на новую, высшую ступень. Новые исторические условия эпохи империализма и пролетарских революций, условия строительства социализма выдвинули вопросы диалектики на один из первых планов. Без творческой разработки марксистского метода невозможно было разобраться в том коренном повороте, который совершила история в новую эпоху, невозможно было ясно определить задачи пролетариата и его революционной партии в этот новый период, выработать правильную стратегию и тактику их борьбы. Вся героическая деятельность Коммунистической партии Советского Союза является образцом творческого применения материалистической диалектики, марксистской философии в целом к определению стратегии и тактики борьбы рабочего класса за социалистическую революцию, за социализм.

В противоположность метафизике, являющейся методологической базой буржуазных теорий о вечности капитализма, реформистских теорий «мирного врастания» капитализма в социализм, марксистская диалектика вооружает пролетарских революционеров, борцов за коммунизм, ясным знанием объективных законов развития и революционного преобразования общества. Она учит, что, для того чтобы проводить правильную революционную политику, нужно ориентироваться на те слои общества, которые развиваются и имеют будущность, нужно смотреть вперёд, а не назад, быть революционером, а не реформистом, не замазывать противоречий, а вскрывать и преодолевать их, проводить непримиримую пролетарскую политику классовой борьбы. Марксистская диалектика обосновывает необходимость и закономерность революций угнетённых классов и учит, что только революционный скачок, социальная революция способна коренным образом разрушить основы эксплуататорского строя и осуществить переход к строительству социалистического общества.

В трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина и их учеников и соратников вскрыты новые черты, новые формы проявления общих законов диалектического развития после победы пролетарской революции в СССР. Если Маркс в своём «Капитале» дал диалектику капиталистического общества, то Ленин и Сталин в своих трудах о строительстве социализма в СССР исследовали диалектику перехода от капитализма к социализму, диалектику развития самого социализма. Коммунистическая партия во всей своей деятельности по строительству коммунизма опирается на знание объективных диалектических законов развития. Обобщение практики, опыта партии имеет неоценимое значение для дальнейшего развития марксистского метода.

Огромное значение имеет марксистский диалектический метод для наук о природе. Диалектика является единственно научным методом современного естествознания, незаменимым инструментом научного исследования природы. Победа мичуринской биологии над вейсманизмом-морганизмом и её достижения в исследовании законов развития органической жизни являются прямым результатом сознательного применения диалектического метода к биологии. Новейшие данные всех наук о природе полностью подтверждают правоту марксистского диалектического метода, который становится достоянием всё более широких кругов передовых учёных не только Советского Союза, но и всего мира. (См. также Всеобщая связь явлений, взаимодействие; Движение; Новое и старое; Переход количественных изменений в качественные; Борьба противоположностей ; Скачок .)