Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Дембовский Эдвард
(1822—1846)—выдающийся польский философ, один из вождей революционно-демократической группы в Краковской революции 1846 г. «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали о группе Дембовского, как о партии, которая ставит аграрную революцию условием. национального освобождения Польши и которую коммунисты поддерживают в её борьбе. В речи по польскому вопросу (1848) Энгельс отметил почти пролетарскую смелость группы Дембовского. Дембовский сделал попытку наладить связь рабочих и ремесленников с крестьянами Галиции, восставшими против польских помещиков. Погиб в борьбе с австрийской военщиной. Заслугой Дембовского и его соратника крестьянского революционера Сцегенного было выдвижение следующего тезиса: «В будущей войне польские и русские крестьяне и мещане станут на одну сторону, а польские и русские помещики и короли — на другую; крестьяне будут стрелять не в крестьян, а в помещиков». В философии Дембовский развивал лучшие традиции польских материалистов конца XVIII в. Коллонтая и Сташица.
Преодолевая постепенно идеализм, подвергая критике метафизический материализм, Дембовский требовал создания «философии творчества» (философии будущего), связанной с интересами народа, с жизненной практикой. Философские, взгляды Дембов-ского развивались в направлении к диалектическому материализму. В ряде статей Дембовский подвергает резкой критике философию Гегеля (см ), которая, но его мнению, служит «цели примирения с существующим злом», пытается поставить новое на службу старому. Диалектический метод, по Дембовскому, должен помочь обосновать идею свержения крестьянами помещичьего гнёта и необходимость установления коммунистического строя. Развитие природы и общества, по мысли Дембовского, совершается бесконечно, в ходе борьбы нового против старого.
Во взглядах на общество Дембовский в основном оставался идеалистом. Движущей силой истории он считал человеческий разум. Дембовский разоблачал религию и католическую церковь как оружие феодальной реакции. Формированию атеизма и революционного демократизма Дембовского способствовала работа Энгельса «Шеллинг и откровение». Дембовский был на-[ яду с Мицкевичем основателем эстетики революционного демократизма в Польше. Дембовский боролся против теории «чистого искусства», за революционно-романтическое искусство, проникнутое идеями демократизма. Основные философские произведения Дембовского: «Несколько мыслей об эклектизме» (1843), «Творчество, как принцип, присущий польской философии» (1843), «Мысли о будущем философии» (1845).