Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Дембовский Эдвард

Преодолевая постепенно идеализм, подвергая критике метафизический материализм, Дембовский требовал создания «философии творчества» (философии будущего), связанной с интересами народа, с жизненной практикой. Философские, взгляды Дембов-ского развивались в направлении к диалектическому материализму. В ряде статей Дембовский подвергает резкой критике философию Гегеля (см ), которая, но его мнению, служит «цели примирения с существующим злом», пытается поставить новое на службу старому. Диалектический метод, по Дембовскому, должен помочь обосновать идею свержения крестьянами помещичьего гнёта и необходимость установления коммунистического строя. Развитие природы и общества, по мысли Дембовского, совершается бесконечно, в ходе борьбы нового против старого.
Во взглядах на общество Дембовский в основном оставался идеалистом. Движущей силой истории он считал человеческий разум. Дембовский разоблачал религию и католическую церковь как оружие феодальной реакции. Формированию атеизма и революционного демократизма Дембовского способствовала работа Энгельса «Шеллинг и откровение». Дембовский был на-[ яду с Мицкевичем основателем эстетики революционного демократизма в Польше. Дембовский боролся против теории «чистого искусства», за революционно-романтическое искусство, проникнутое идеями демократизма. Основные философские произведения Дембовского: «Несколько мыслей об эклектизме» (1843), «Творчество, как принцип, присущий польской философии» (1843), «Мысли о будущем философии» (1845).