Filslov.ru - Философия как предмет науки


Детерминизм и индетерминизм (лат. — определять) —Детерминизм—Лучение о закономерной, необходимой связи всех событий в явлений и их причинной обусловленности. Детерминизму идеалисты противопоставляют индетерминизм, т. е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинён закономерности, причинности, что люди обладают свободой воли, их действия ни от чего не зависят. Идеалисты в целях защиты индетерминизма используют философскую слабость части физиков, которые делают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц.

Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своём движении. На индетерминизме основывается идеалистическая, антинаучная «теория» в биологии — вейсманизм-морганизм. Индетерминизм широко применяется буржуазными социологами к истории общества. Модное в современной буржуазной философии реакционное течение — экзистенциализм — основано на отрицании причинности в общественной жизни.

Представители этого течения, заявляют, что детерминизма нет, человек свободен. «Свобода человека» — это на деле апологетика анархии капиталистического общества, буржуазного индивидуализма, «права» господствующего класса эксплуатировать трудящихся и т. п. Ненависть буржуазных философов к материалистическому принципу причинности вызвана тем, что этот принцип даёт возможность научно установить объективные тенденции развития капиталистического общества, закономерно ведущие к гибели старого строя и к торжеству коммунизма. Индетерминизм — прямой путь к религии, к поповщине. Ленин писал, что изгнание законов из науки есть протаскивание религии. Отстаивая принцип детерминизма, марксистская философия борется за науку, против мракобесия.

Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлении природы и общества, в то же время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм — веру в судьбу (рок) и в квиетизм — проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы. Марксизм-ленинизм, признавая в природе и истории необходимость, отнюдь не отрицает и случайности. Марксизм-ленинизм не отрицает также свободы человеческой воли, но он объясняет, что эта свобода состоит не в мнимой независимости от законов природы, а в познании их и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей.

«Идея детерминизма — писал Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю». Идея детерминизма в диалектическом материализме внутренне связана с признанием огромного значения сознательной, основанной на знании объективных законов развития общества политической деятельности, политической борьбы пролетариата и его партии за коммунизм.

Стратегия и тактика Коммунистической партии на каждом историческом этапе революционного движения определяются не произвольно, а в связи с конкретными обстоятельствами, причинно обусловливающими именно такие, а не иные формы борьбы. Партия, учитывая и взвешивая объективные условия, назревшую историческую необходимость на каждом этапе борьбы за коммунизм, чётко формулирует программу развития и мобилизует весь народ на её выполнение. Такая, научно обоснованная политика была бы невозможна, если бы она не строилась на марксистской идее детерминизма. Вне принципа детерминизма всякая наука, в том числе и наука об обществе, превратилась бы в груду нелепейших ошибок.