Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Детерминизм и индетерминизм (лат. — определять) —Детерминизм—Лучение о закономерной, необходимой связи всех событий в явлений и их причинной обусловленности. Детерминизму идеалисты противопоставляют индетерминизм, т. е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинён закономерности, причинности, что люди обладают свободой воли, их действия ни от чего не зависят. Идеалисты в целях защиты индетерминизма используют философскую слабость части физиков, которые делают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц.
Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своём движении. На индетерминизме основывается идеалистическая, антинаучная «теория» в биологии — вейсманизм-морганизм. Индетерминизм широко применяется буржуазными социологами к истории общества. Модное в современной буржуазной философии реакционное течение — экзистенциализм — основано на отрицании причинности в общественной жизни.
Представители этого течения, заявляют, что детерминизма нет, человек свободен. «Свобода человека» — это на деле апологетика анархии капиталистического общества, буржуазного индивидуализма, «права» господствующего класса эксплуатировать трудящихся и т. п. Ненависть буржуазных философов к материалистическому принципу причинности вызвана тем, что этот принцип даёт возможность научно установить объективные тенденции развития капиталистического общества, закономерно ведущие к гибели старого строя и к торжеству коммунизма. Индетерминизм — прямой путь к религии, к поповщине. Ленин писал, что изгнание законов из науки есть протаскивание религии. Отстаивая принцип детерминизма, марксистская философия борется за науку, против мракобесия.
Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлении природы и общества, в то же время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм — веру в судьбу (рок) и в квиетизм — проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы. Марксизм-ленинизм, признавая в природе и истории необходимость, отнюдь не отрицает и случайности. Марксизм-ленинизм не отрицает также свободы человеческой воли, но он объясняет, что эта свобода состоит не в мнимой независимости от законов природы, а в познании их и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей.
«Идея детерминизма — писал Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю». Идея детерминизма в диалектическом материализме внутренне связана с признанием огромного значения сознательной, основанной на знании объективных законов развития общества политической деятельности, политической борьбы пролетариата и его партии за коммунизм.
Стратегия и тактика Коммунистической партии на каждом историческом этапе революционного движения определяются не произвольно, а в связи с конкретными обстоятельствами, причинно обусловливающими именно такие, а не иные формы борьбы. Партия, учитывая и взвешивая объективные условия, назревшую историческую необходимость на каждом этапе борьбы за коммунизм, чётко формулирует программу развития и мобилизует весь народ на её выполнение. Такая, научно обоснованная политика была бы невозможна, если бы она не строилась на марксистской идее детерминизма. Вне принципа детерминизма всякая наука, в том числе и наука об обществе, превратилась бы в груду нелепейших ошибок.