Filslov.ru - Философия как предмет науки


Диалектика — В древности понимали под диалектикой искусство добиться истины в споре путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. Древнегреческие философы были, по выражению Энгельса, прирождёнными, стихийными диалектиками. Знаменитый древний философ-материалист Гераклит (см.) учил, что всё существует и в то же время не существует, так как всё течёт и постоянно изменяется, возникает и исчезает; мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу. В борьбе противоположностей Гераклит видел причину развития.

Другой выдающийся философ древней Греции — Аристотель(см.) исследовал уже существенные формы диалектического мышления, указывал Энгельс. В древнегреческой философии диалектика выступает ещё в первобытной простоте, во всей своей наивности. Рассматривая природу как целое, древнегреческие философы не дошли до расчленения, до анализа явлений и предметов природы, а без этого не может быть ясна и общая картина мира. Они больше обращала внимание «на движение, на пера ходы и связи, чем на то, что именно движется, переходит, находится в связи». В дальнейшем на протяжении ряда веков, вплоть до конца XVIII в., господствовало метафизическое миросозерцание с его представлением о неизменности всего существующего.

Элементы диалектики имели место и в новой философии, например у Декарта (см.), Спинозы (см.), Дидро (см.). Декарт, например, способствовал проникновению диалектики в математику. Своим определением природы как само причины себя Спиноза отрицал внешнюю силу как источник природы. Дидро, как и другие французские материалисты, считал движение внутренним свойством материи, развивал эволюционные теории в применении к живой природе и т. д. Но в целом его взгляды были метафизическими.

Начиная со второй половины XVIII в. развитие естествознания наносило один за другим удары по метафизическому пониманию действительности. Сильнейший удар по метафизическим представлениям в естествознании нанёс Ломоносов (см.). Гениальным открытием закона сохранения материи и движения Ломоносов доказал неразрывное единство материи и движения. Задолго до Ляйелля он доказывал эволюционное развитие земли и т. д. Открытия науки и практическая деятельность людей свидетельствовали о том, что в природе нет ничего застывшего, раз навсегда данного.

В философии конца XVIII — начала XIX в. с теорией диалектического развития выступил Гегель (см.). Его учение о развитии и изменении сыграло большую роль в становлении диалектики. Гегелевская диалектика представила весь исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развитии и преобразовании. Внутренние противоречия процесса выступали при этом в качестве источника самодвижения, саморазвития. Но Гегель был идеалистом, и его реакционная догматическая система, обусловленная его классовой ограниченностью, находилась в противоречии с его диалектическим методом. Основу и сущность всего существующего Гегель видел в саморазвитии некоей мистической «абсолютной ,идеи».

По Гегелю, сознание является творцом действительности, природы. Поэтому не сознание, с его точки зрения, должно согласоваться с реальным развитием действительности, а сама действительность должна подчиниться спекулятивным конструкциям гегелевской философии. Гегелевская диалектика не была научной диалектикой, так как она была развита на идеалистической основе. Она была облечена в схоластические и мистические формы, извращавшие действительность и ставившие всё на голову. Диалектика Гегеля была целиком обращена в прошлое, а не в настоящее и будущее. Развитие, согласно системе Гегеля, достигая определённой ступени, полностью прекращается» В своих сочинениях об обществе Гегель использовал диалектику для конструирования реакционных социальных теорий и восхваления прусско-юнкерского государства. При объяснении природы Гегель, изменяя своим же диалектическим принципам, считал, что природа не претерпевает никаких изменений.

Важной вехой в развитии диалектического мировоззрения явилась русская революционная философия середины XIX в. Белинский (см.), Герцен (см.), Чернышевский (см.) и другие русские мыслители, подвергая критике идеалистический характер и половинчатость гегелевской диалектики, боролись за материалистическую переработку диалектического метода. В их руках диалектика была орудием борьбы за революционное изменение общественного строя. Однако и эти философы не могли до конца преодолеть старые метафизические воззрения. Диалектика только тогда стала наукой, когда на историческую арену выступили идеологи пролетариата — Маркс и Энгельс.

Великие основоположники пролетарского социализма создали новую, единственно научную форму диалектики — марксистский диалектический метод. Их диалектика базировалась на твёрдом фундаменте естественно-научных открытий, особенно трёх великих открытий XIX столетия — открытия клетки, закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Она явилась результатом гениального обобщения всего опыта развития человеческого общества, особенно опыта борьбы между пролетариатом и буржуазией. Маркс и Энгельс, отбросив идеалистическую реакционную систему гегелевской философии, взяли из диалектики Гегеля лишь её «рациональное верно». Марксистский диалектический метод в корне противоположен диалектике Гегеля: за основу развития Маркс и Энгельс взяли не идею, а материальную действительность.

Марксистская диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. В противовес Гегелю Маркс и Энгельс рассматривали природу в развитии и изменении. В « Анти-Дюринге» (см.), « Диалектике природы» (см.) и других произведениях Энгельс всесторонне разрабатывал вопросы диалектики- в естествознании. Применив материалистическую диалектику и философский материализм к науке об обществе, Маркс и Энгельс совершили переворот во взглядах на общество, создали теорию исторического материализма. Марксистская диалектика обращена не только к прошлому, но и к настоящему и будущему. Она вооружает партию пролетариата знанием объективных законов развития.

Марксистский диалектический метод создавался и развивался в борьбе против всевозможных метафизических теорий буржуазных и мелкобуржуазных идеологов, против различных оппортунистических эволюционистских теорий, рассматривавших развитие как чисто количественные изменения без уничтожения старого и возникновения нового. Огромное значение для разработки материалистической диалектики имели основной труд Маркса «Капитал» (см.), а также произведения Энгельса «Анти-Дюринг», « Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.) и др. Ленин указывал, что в «Капитале» к анализу капиталистического способа производства применена диалектика, логика и теория познания.

Материалистическая диалектика есть творчески развивающаяся наука. На опыте борьбы Коммунистической партии Советского Союза и всего международного пролетариата в новый период, обобщённом в трудах Ленина и Сталина, она получила своё дальнейшее развитие и обогащение. Ленин и Сталин развивали диалектику в борьбе против догматизма и эклектики меньшевиков, оппортунистов и интернационала, троцкистов, бухаринцев и прочих врагов марксизма и показали, что одна из коренных, отличительных особенностей марксизма — его органическая связь с практикой — находит своё коренное философское обоснование в диалектике как учении о всестороннем и полном противоречий историческом развитии.

Борясь против реформизма и оппортунизма, прикрывавших свою метафизическую сущность словесным признанием развития, Ленин и Сталин всесторонне разработали диалектическую концепцию развития, раскрыли соотношение между эволюционной и революционной формами развития, показав значение революционных скачков в развитии общества. Особенное развитие в их трудах получил вопрос о противоречиях, о борьбе противоположностей как «ядре диалектики».

Творческий характер диалектики как науки находит своё выражение в том, что новые исторические условия, приходящие на смену старым, новые достижения науки требуют конкретизации тех или иных законов диалектики. Маркс и Энгельс вскрывали главным образом диалектику развития буржуазного общества, являющуюся частным случаем диалектики вообще. В решениях и документах Коммунистической партии Советского Союза, обобщающих колоссальный опыт борьбы партии аа социализм, в трудах Ленина и Сталина разработана и обобщена диалектика перехода от капитализма к социализму, диалектика развития социалистического общества.

Материалистическая диалектика, созданная Марксом и Энгельсом и развитая дальше Лениным и Сталиным, — это наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления .