Filslov.ru - Философия как предмет науки


Маркс Карл

Маркс Карл— гениальный основоположник научного коммунизма, великий учитель и вождь мирового пролетариата, вдохновитель и организатор 1 Интернационала — «Международного товарищества рабочих».

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в Германии, в городе Триро. Отец его был адвокатом. По окончании гимназии в Трире Маркс учился сначала в Боннском, а затем в Берлинском университете. В Берлине Маркс примкнул к группе революционно настроенных «левых гегельянцев». По окончании университета Маркс написал докторскую диссертацию на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». В этой работе Маркс стоял ещё на позициях идеализма. Блестяще защитив диссертацию, получив докторский диплом философского факультета Иенского университета, Маркс вернулся в Бонн; оттуда в октябре 1842 г. переехал в Кёльн и стал главным редактором «Рейнской Газеты»— органа рейнской радикальной буржуазии.

Период работы Маркса в «Рейнской Газете» Ленин характеризует как период, когда намечается переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. В начале 1843 г. «Рейнская Газета», проводившая под руководством Маркса революционно-демократическую линию и всё время выходившая под строжайшей цензурой, была запрещена. В июне 1843 г. Маркс женился на подруге детства Дженни фон Вестфален. В конце октября переселился в Париж, где стал издавать вместе с Арнольдом Руге «Немецко-Французский Ежегодник». В этом журнале были напечатаны замечательные статьи Маркса «К критике гегелевской философии права» и «К еврейскому вопросу», в которых Маркс окончательно переходит от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. «В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего» и в частности «критику оружия», апеллирующий к массам и к пролетариату»

В сентябре 1844 г. в Париже произошло сближение Маркса с Энгельсом, положившее начало их совместной борьбе за дело рабочего класса. Они впервые выяснили всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика буржуазии и строителя коммунизма и стали учителями и руководителями пролетариата, борцами за освобождение трудящихся от капиталистического рабства. «Старинные предания,— писал В. И. Ленин, — рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».

В 1845 г. Маркс и Энгельс написали книгу « Святое семейство» (см.), которая была направлена против главарей младогегельянцев — Бруно Бауэра и К0 и которая сыграла важную роль в возникновении марксизма. Свою новую, уже сформировавшуюся теорию научного коммунизма Маркс и Энгельс изложили в « Немецкой идеологии» (см.). В Париже Маркс занимался изучением политической экономии и истории французской революции. Одновременно он не прекращал своей большой революционной работы. В 1845 г. по настоянию прусского правительства он как опасный революционер был выслан из Парижа. Маркс переехал в Брюссель. Здесь он опубликовал в 1847 г. своё произведение « Нищета философии» (см.), которое было направлено против ' книги анархиста и мелкобуржуазного, социалиста Прудона (см.) «Философия нищеты». Здесь же, в Брюсселе, Маркс примкнул к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», принимал руководящее участие в его II съезде, но поручению которого Маркс и Энгельс выработали программу Союза.

Так родился знаменитый «Манифест Коммунистической партии » (см.), вышедший в свет в феврале 1848 г., с великим интернациональным призывом: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор, — указывал В. И. Ленин, — весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира». Находясь в Бельгии, Маркс продолжал борьбу против прусского правительства. Когда во Франции произошла февральская революция 1848 г., бельгийское правительство, напуганное начавшимися в Брюсселе народными волнениями, выслало Маркса, препроводив его под стражей на французскую границу. Маркс переехал в Париж. После мартовской революции 1848 г. в Германии Марке переехал в Кёльн, где основал «Новую Рейнскую Газету». После победы контрреволюции в Германии Маркс был отдан под суд, а затем выслан из страны. Он отправился снова в Париж, но после июньской демонстрации 1849 г. был выслан и оттуда. Маркс переехал в Лондон, где и жил до самой смерти.

После государственного переворота во Франции Маркс опубликовал свои работы «Классовая борьба во Франции» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в которых подвёл итоги революции 1848—1851 гг. Годы после революции были для Маркса годами усиленной работы над созданием его главного научного труда, « Капитала» (см.). Первым плодом многолетних экономических исследований Маркса было вышедшее в 1859 г. сочинение «К критике политической экономии». Это сочинение содержало в себе первое систематическое изложение марксовой теории стоимости, учение о деньгах. Через восемь лет, в 1867 г., вышел в Гамбурге I том «Капитала», в котором излагались основы экономических и социалистических воззрений Маркса, а также основы его критики существующего общества, капиталистического способа производства и его последствий.

Годы работы Маркса над «Капиталом» были вместе с тем годами , его кипучей революционно-практической деятельности. В связи с усилившимся в начале 60-х годов рабочим движением Маркс принялся за осуществление своей Идеи о создании товарищества рабочих для выработки единой тактики пролетарской борьбы. В 1864 г. в Лондоне было основано «Международное товарищество рабочих» — I Интернационал. Вдохновителем и идейным руководителем его был Маркс. Он составил Учредительный манифест Интернационала, написал* почти все его важнейшие документы. Созданием I Интернационала Маркс заложил фундамент международной пролетарской организации для революционной борьбы за социализм. Руководя Интернационалом, Маркс боролся за преодоление распылённости рабочего движения. «Интернационал был учрежден для того, чтобы заменить социалистические и полу социалистические секты действительной организацией рабочего класса для борьбы».

В непримиримой борьбе с оппортунизмом в рабочем движении, с анархистами (прудонистами, бакунистами) и др. Маркс выработал революционную тактику борьбы рабочего класса. В 1871 г. Маркс написал знаменитую работу «Гражданская война во Франции», в которой дал анализ опыта Парижской Коммуны, оценив её, по выражению Ленина, «глубоко, метко, блестяще и действенно, революционно...». В связи с реакцией, наступившей после падения Парижской Коммуны, Генеральный совет I Интернационала по решению Гаагского конгресса (1872) был на некоторое время перенесён в Америку, затем объявил о своём роспуске. После Гаагского конгресса Маркс усиленно работает над окончанием «Капитала», ясно представляя себе всё значение этой работы для пролетарской революции, для международного рабочего класса. В 1875 г. Маркс написал свою знаменитую работу « Критика Готской программы)) (см.).

С огромным вниманием Маркс следил за развитием русского освободительного движения, начиная с 60-х годов. Он специально изучил русский язык, чтобы иметь возможность непосредственно ознакомиться с русской литературой, отражающей социальные отношения в России. С большой радостью Маркс отмечал, что его «Капитал» переведён на русский язык. «...В России,—писал Маркс,— где «Капитал» больше читают и ценят, чем где бы то ни было, наш успех еще значительнее». Он высоко ценил великих русских революционеров-демократов — Чернышевского (см.) и Добролюбова (см.). На основе глубокого изучения экономических и политических сдвигов в России Маркс и Энгельс пророчески предвидели неизбежность и близость первой великой революции в России после Парижской Коммуны 1871 г. «Когда Парижская Коммуна нала после свирепой бойни, устроенной защитниками «порядка»,— писали Маркс и Энгельс 21 марта 1881 г.,— победители никак не предполагали, что не пройдет и десяти лет, как в далеком Петербурге произойдет событие, которое в конце концов должно будет неизбежно привести, хотя бы и после длительной и жестокой борьбы, к созданию Российской Коммуны...

Итак, Коммуна, которую державы старого мира считали стертой с лица земли,—жива!» . В. И. Ленин указывал, что Маркс и Энгельс были полны самой радужной веры в русскую революцию и в её могучее всемирное значение.

Изгнания, которым Маркс периодически подвергался со стороны реакционных правительств, острая нужда, из которой он но выходил всю свою жизнь и которая лишь отчасти смягчалась материальной поддержкой Энгельса, ожесточённая борьба против разношёрстных непролетарских и антипролетарских течений, напряжённейшая теоретическая работа — всё это подорвало силы Маркса,и 14 марта 1883г. оборвалась жизнь этого гениального человека, воплотившего в себе мозг и сердце пролетариата—самого передового класса в истории человечества, призванного осуществить коренной поворот во всемирной истории. «И он умер,— говорил Энгельс, —почитаемый, любимый, оплакиваемый миллионами революционных соратников во всей Европе и Америке, от сибирских рудников до Калифорнии...».

Маркс открыл законы развития человеческой истории. Он — творец теории ы тактика пролетарской революции. Он создал вместе с Энгельсом революционное мировоззрение пролетариата — диалектический материализм (см.). Распространив новое мировоззрение на изучение истории общества, Маркс создал исторический материализм (см.) — науку о законах общественного развития, о законах классовой борьбы. Создание диалектического и исторического материализма было настоящим революционным переворотом в истории философии. В противоположность старым философам Маркс и Энгельс являются не просто родоначальниками какой-либо философской «школы», а живыми вождями живого пролетарского движения, которое растёт и крепнет с каждым днём.

Всесторонне изучив экономическую и политическую жизнь буржуазного общества, Маркс раскрыл процесс возникновения капитализма, законы и тенденции его развития, неизбежность его гибели. Маркс доказал исторически преходящий характер капиталистического строя и неизбежность победы нового строя — строя коммунизма. Маркс создал теорию научного коммунизма в противовес существовавшим до него разнообразным теориям утопического социализма (см.). Все сто-, роны учения Маркса связаны между собой внутренне и неразрывно. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета».

Учение Маркса бессмертно. После смерти Маркса и Энгельса оно получило своё дальнейшее творческое развитие в трудах их великих продолжателей — В. И. Ленина и И. В. Сталина, в ленинизме (см. Марксизм-ленинизм ) — марксизме эпохи империализма и пролетарских революций.