Filslov.ru - Философия как предмет науки


Сущность и явление философские понятия, отражающие различные стороны предметов, процессов объективной действительности. Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них. Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности выступают на поверхности.

Сущность вещей скрыта, её невозможно познать простым созерцанием. Внешние формы вещей можно воспринимать непосредственно органами чувств. Однако внешние формы проявления вещей часто искажают, неправильно передают их действительную сущность. Так, например, при простом наблюдении кажется, что солнце вращается вокруг земли, в то время как и действительности земля и другие планеты вращаются вокруг солнца. Заработная плата рабочего, нанимающегося к капиталисту, выступает на поверхности как оплата всего труда рабочего, тогда как и действительности оплачивается лишь часть его труда, а остальная часть труда присваивается капиталистами безвозмездно Б виде прибавочной стоимости, составляющей источник прибыли капиталистов.

Между сущностью и явлением имеется, таким образом, несоответствие, противоречие. Цель науки, научного познания и заключается в том, чтобы за внешними формами проявления вещей вскрыть их сущность. «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня». Марксистский анализ, указывает И. В. Сталин, делает «строгое различие между содержанием экономического процесса и его формой, между глубинными процессами развития и поверхностными явлениями. Маркс, исследуя внутренние законы, сущность экономики буржуазного общества, показал, что за обманчивой видимостью «равенства» капиталиста и рабочего скрывается нещадная эксплуатация пролетариата буржуазией, открыл прибавочную стоимость как источник обогащения капиталистов.

Существование в советском общество товаров, денег и т. п. создаёт обманчивую видимость, будто в социалистической экономике действительны категории капитализма. Если подойти к делу с точки зрения процессов, происходящих на поверхности явлений, можно действительно прийти к такому неправильному выводу. Если же видеть различие между сущностью и явлением, то нетрудно понять, что от старых категорий капиталистической экономики у нас сохранилась лишь внешняя форма, сущность же их коренным образом изменилась. Деньги, товар, банки и т. п. в социалистическом обществе служат делу укрепления и развития советской экономики в интересах трудящихся масс нашей страны.

Процесс познания есть процесс движения от внешних явлений к сущности, раскрытия всё более и более глубокой сущности предметов. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца». Ярким примером такого углубления в сущность явлений может служить развитие наших представлений о материи, об атоме. Современная физика всё глубже проникает в природу атома и атомного ядра и тем самым познаёт сущность процессов изменения материи, её качественных превращений. Успехи в деятельности Коммунистической партии основаны на знании сущности общественных явлений, законов развития общества; партия видит внутреннюю, существенную связь явлений и вооружает массы знанием этой связи.

В вопросе о сущности и явлении диалектический материализм принципиально противоположен как агностицизму (см.), который, отрывая явления от сущности, объявляет сущность непознаваемой, так и вульгарном}' эмпиризму, отождествляющему сущность и явление. Сущность и явление в действительности взаимосвязаны и представляют собой единство. «Сущность является. Явление существенно». Обобщая явления, наука познаёт их сущность, их законы. С помощью познанной сущности, познанных законов мы лучше ориентируемся в явлениях, отделяем в них существенное от несущественного, необходимое от случайного. Без знания сущности, законов явлений невозможна успевшая практическая деятельность. (См. также Видимость.)