Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Естественно исторический материализм (естественно-научный материализм, стихийный материализм) — «стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием». В «Материализме и эмпириокритицизме » (см.) Ленин приводит в пример стихийного .материалиста Э. Генкеля (см.), автора книги «Мировые загадав».
Он не считал себя материалистом, но, исходя из науки, приходил к материалистическим выводам, доказывая этим правильность естественно-исторического материализма. Убеждение в материальности мира и его существовании вне и независимо от нашего сознания является естественным практическим (опытным) убеждением всякого здравомыслящего человека. Однако бессознательный, стихийный естественно-научный материализм, если он не становится сознательным, ведёт к вульгарному эмпиризму и позитивизму. Идеалисты пользуются слабостью естественно-научного материализма, для того чтобы сбить его на позиции философского идеализма.
В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин указал, что одной из важнейших причин кризиса естествознания было неуменье естествоиспытателей философски осмыслить новейшие достижения науки и что преодолеть этот кризис можно лишь путём перехода от старого, метафизического, механистического естественно-научного материализма к материализму сознательному, диалектическому. В статье «О значении воинствующего материализма» Ленин призывал материалистов-диалектиков крепить союз с представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму, поднимать естественно-научный материализм естествоиспытателей до уровня сознательного диалектического материализма.
Ленин писал, что «без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».