Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Нищета философии — одно из первых произведений Маркса, в котором изложены основы научного социализма. Написано на французском языке зимой 1846/47 г. и направлено против взглядов французского мелкобуржуазного философа и экономиста, анархиста Прудона (см.). В 1846 г. вышло в свет сочинение Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты». В нём он идеализировал мелкую собственность, стремясь к её увековечению, проповедуя не уничтожение капитализма и его основы — товарного производства, а улучшение, усовершенствование, реформирование капитализма. Частную собственность, на средства производства, обмен Прудон считал вечными, неизменными основами всякого общества, объявлял их «справедливыми в своей идее».
Посредством устранения «дурных» сторон и следствий капиталистического производства и сохранения «хороших», «выгодных» (для мелкого буржуа) сторон Прудон надеялся обеспечить всеобщее благополучие, устранить нищету мирным, реформистским путём, без классовой борьбы и социальной революции. Эту насквозь ложную, филистерскую и реакционную утопию Маркс подверг в «Нищете философии» уничтожающей критике. Маркс разоблачил полную антинаучность и вздорность «диалектической» фразеологии Прудона, показав, что Прудон не поднялся выше буржуазного кругозора, что его «метод» исследования и мнимое «разрешение» экономических противоречий капитализма представляют «шарлатанство в науке и политическое приспособленчество...». Большой интерес представляет в книге Маркса критика гегелевской идеалистической диалектики. Маркс противопоставляет идеалистической диалектике свой диалектический метод, основанный на материалистическом подходе к действительности.
Прудон совершенно не понимал роли и значения пролетариата в современном обществе. Маркс писал, что Прудон и его сторонники «видят в нищете только нищету, не замечая ее революционной, разрушительной стороны, той стороны, которая и ниспровергнет старое общество». Применяя метод материалистической диалектики, Маркс в «Нищете философии» дал научный анализ антагонистического характера капиталистического способа производства. Он показал, что подлинной причиной нищеты народных масс, гнёта и бедствий трудящихся является эксплуатация труда капиталом. Но в недрах капиталистического общества растёт, организуется, просвещается и закаляется новый класс — пролетариат, могильщик капитализма и создатель нового общества. «Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов...
А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется борьбой класса против класса, борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, есть полная революция... Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями. До тех же пор накануне каждого полного переустройства общества последним словом социальной науки всегда будет: «Битва ила смерть; кровавая борьба или уничтожение. Такова неотразимая постановка вопроса»», — заключает Маркс свою книгу. В «Нищете философии» с большой глубиной выяснены историческая роль и задачи классовой борьбы пролетариата. И в настоящий момент произведение Маркса сохранило свою актуальность, являясь оружием борьбы против реформистов, которые исходят из идей Прудона.