Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Моргай Льюис Генри (1818— 1881) — американский учёный, этнограф, археолог. В течение многих лет изучая быт американских индейцев, Морган заложил фактическую основу для научной истории первобытного общества. Моргану принадлежит также попытка создания периодизации истории доклассового общества.
Хотя его деление первобытного, общества на периоды дикости, варварства неприемлемо с современной точки зрения, ценным в его периодизации было стремление связать каждый период с развитием техники производства. Опираясь на громадный фактический материал, Морган установил, что семья (см.) есть историческая категория, изменяющаяся вместе с развитием общества, в частности моногамная семья возникает из полигамной семьи в результате разложения рода, с появлением классового общества. Этим Морган нанёс удар реакционно-поповским взглядам на семью, как на неизменную категорию. Маркс и Энгельс высоко ценили Моргана. Маркс составил конспект основного труда Моргана «Древнее общество», изданного в 1877 г. Энгельс писал, что Морган «инстинктивно», «по своему» открыл вновь «материалистическое понимание истории, открытое Марксом...».
Работая над книгой «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см.), представляющей собой важнейший теоретический вклад в учение марксизма об обществе, Энгельс использовал критический анализ Моргана и других исследователей первобытного общества. В этом произведении, как указывает сам Энгельс, он не просто «объективно» излагал данные Моргана, который был далёк от революционного понимания общественного процесса, а переработал их на основе пролетарской революционной теории марксизма.