Filslov.ru - Философия как предмет науки

Ибн Рошд Мухаммед (лат. транскрипция—Аверроэс) (1126— 1198) — крупнейший прогрессивный средневековый арабский мыслитель и учёный, живший в Испании в период Кордовского халифата. Развивал материалистические элементы философии Аристотелями.), доказывал вечность и несотворимость материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь.
Ибн-Сина Абу-Али (лат. транскрипция—Авиценна) (980— 1037) — знаменитый средневековый таджикский философ и учёный. Родился в Афшане, близ Бухары—одного из главных культурных центров средневекового Востока. Учился в Бухаре, затем жил в Ургенче, Хамадане и Иефагани. По энциклопедичности знаний современники сравнивали его с Аристотелем (см.) и называли «князем философов».
Идеализм — антинаучное направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии :— вопроса об отношении мышления к бытию — в противоположность материализму за первичное берёт сознание, дух и отрицает, что сознание есть продукт материи. Идеализм считает мир воплощением . «сознания», «абсолютной идеи», «мирового духа». Согласно идеализму реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений, понятий.
Идеалистическое понимание истории — мировоззрение, которое в противоположность материалистическому пониманию истории видит основную силу общественного развития в идеях, теориях, в сознании людей и т. д. До Маркса безраздельно господствовало идеалистическое понимание истории. Даже материалисты до Маркса в объяснении общественных явлений оставались на идеалистических позициях.
Идеология — система определённых взглядов, идей, понятий, представлений, которых придерживается тот или иной класс или политическая партия. Политические взгляды, философия, искусство, религия — всё это формы идеологии. Всякая идеология является отражением общественного бытия, экономического строя, господствующего в данное время. В классовом обществе идеология является классовой.
ИДЕЯ (греч. — образ) — отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру. Та или иная идея всегда определяется характером общественного строя, условиями материальной жизни людей. Сущность идей, источник их происхождения нужно искать не в самих идеях, а в экономическом строе общества, в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются те или иные идеи.
Имманентная школа в философии (лат. — присущий, свойственный) — одно из наиболее реакционных субъективно-идеалистических направлений буржуазной философия конца XIX — начала XX в. Наиболее известными его представителями были Шуппе, Шуберт-Зол ь-дерн, Ремке, Леклер. Своё близкое родство с этим направлением признавали эмпириокритики Мах (см.), Авенариус (см.). Оно имело сторонников и среди русских ревизионистов марксизма (Богданов — см., Базаров, Юшкевич и др.). Представители этой философии утверждают, что бытие «имманентно» сознанию, т. е. что мир не существует независимо от сознания, а находится внутри него, или Тождественен с ним.
Империализм — высшая и последняя стадия капитализма, наступившая в конце XIX и в начале XX в. Всесторонний анализ империализма дан в трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина. Империализм является неизбежным результатом всего предшествующего развития капитализма.
Империализм как высшая стадия капитализма — произведение В. И. Ленина, написанное в 1916 г. и опубликованное в 1917 г. Этот труд Ленина явился прямым продолжением «Капитала» Маркса. В своём труде Ленин обобщил историческое развитие капитализма в новую эпоху, эпоху империализма. Ленин " показал, что империализм есть высшая, последняя стадия капитализма, стадия паразитического, загнивающего и умирающего капитализма.
В первых шести главах книги Ленин даёт анализ основных пяти признаков империализма.
Дедукция и индукция. Индукция (лат. — наведение) — способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям. Дедукция (лат. — выведение) — способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Философы-эмпирики (Ф. Бекон—см. и др.) придавали исключительное значение индукции, подчиняя ей дедукцию. Философы-рационалисты (Декарт — см., Спиноза — см., Лейбниц — см.), наоборот, на первое место ставили дедукцию.