Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский публицист, экономист и социолог, один из предшественников современного анархизма (см.), идеолог мелкой буржуазии, мечтавший увековечить мелкую частную собственность и критиковавший с мелкобуржуазных позиций крупную капиталистическую собственность. В « Манифесте Коммунистической партии» (см.) Марко и Энгельс отмечают упорное стремление Прудона «сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают, т. о. без революционного пролетариата. Прудов отрицательно относился к классовой борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата.
Он предлагал организовать специальный «народный банк», который при помощи «дарового кредита» поможет рабочим обзавестись собственными средствами производства и стать ремесленниками. Такой же реакционный характер носила утопия Прудона о создании особых «обменных банков», при помощи которых, трудящиеся якобы обеспечат «справедливый» сбыт продуктов своего труда и в то же время не тронут капиталистической собственности на орудия и средства производства.
Отрицая с анархистских позиций государство, Прудон одновременно заигрывал с правительством Наполеона III, надеясь при содействии бонапартистского режима осуществить свои планы. В своих работах, в том числе в «Философии нищеты» (1847), он выступал в качестве плоского метафизика, рассматривающего общество с точки зрения отвлечённой, раз навсегда данной и неизменной справедливости. В духе абсолютного идеализма Гегеля (см.), к тому же весьма вульгаризированного, Прудон видел в истории общества историю идей, развитие которой он пытался изобразить как диалектическое развитие. Но диалектика Прудона ничего общего не имеет с научной диалектикой и является во много раз улучшенным изданием гегелевской идеалистической диалектики.
Единство противоположностей Прудон понимал как механическую сумму «плохих» и « хороших» сторон и предлагал на этом основании реформировать капитализм, устранив его «плохие» стороны и создав «хороший» капитализм. Прудон — один из основоположников анархизма. Реформистские антиреволюционные идеи Прудона в настоящее время поднимают на щит правые социалисты Франции. Уничтожающая критика книги Прудона «Философия нищеты» дана п замечательном труде Маркса « Нищета философии» (см.).