Filslov.ru - Философия как предмет науки


Капитал — главный труд К. Маркса, бессмертное произведение, совершившее полный переворот во взглядах на человеческое общество и поставившее социализм на научную основу. «Капитал» — «величайшее политико-экономическое произведение нашего века». Маркс называл «Капитал» делом своей жизни. Работа над «Капиталом» была начата Марксом в середине 40-х годов и велась им до самой смерти. I том «Капитала» вышел в 1867 г. Маркс писал о «Капитале»: «Это, бесспорно, самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа (в том числе и земельных собственников)»

Следующие томы вышли уже после смерти Маркса и были подготовлены к печатиЭнгельсом; II том—в 1885г., III том — в 1894 г. Первым переводом «Капитала» на иностранный язык был русский перевод. Перевод I тома «Капитала», начатый Г. Лопатиным и законченный Н. Даниельсоиом, вышел в 1872 г. I том посвящен анализу процесса производства капитала, том — процессу обращения, том — анализу капиталистического производства, взятого в целом. Маркс дал исчерпывающий анализ капиталистического способа производства как общественно - экономической формации, раскрыл законы её возникновения, развития и гибели. «Капитал» представляет собой «образец научного анализа одной — и самой сложной — общественной формации по материалистическому методу, образец всеми признанный и никем не превзойденный» Буржуазная политическая экономия даже в лице лучших своих представителей рассматривала капиталистический строй как вечную, «естественную» форму общества.

Маркс своим «Капиталом» неопровержимо обосновал положение о том, что капиталистические общественные отношения представляют собой преходящую, историческую форму общественного производства. Эта форма с естественной закономерностью возникает на определённой ступени общественного развития, но с такой же закономерностью должна погибнуть в огне пролетарской революции, уступив своё место новым, более прогрессивным формам общественной жизни. Критики капитализма — утопические социалисты, мечтая избавить человечество от капиталистического гнёта, изобретали фантастические схемы и рецепты.

Они надеялись провести вти схемы в жизнь, убедив людей _ и в первую очередь господствующие классы — в справедливости и целесообразности этих схем. Маркс своим «Капиталом» «положил конец воззрению на o6j щество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякиэ изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил ринологию па научную почву, щ <аяо-вив понятие общественno-J.unno-мической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс»

Маркс раскрыл экономический закон движения капиталистического общества и показал, что коммунизм есть неизбежная грядущая стадия общественного развития, наступление которой подготовляется всей историей человечества, внутренними объективными законами развития самого капитализма. Маркс указал на те материальные факторы, те социальные силы, которые ведут капиталистический строй к гибели.

Он показал, что капиталистический способ производства в известных рамках и иа определённом историческом этапе является способом прогрессивным, поскольку капиталистические производственные отношения, находясь на этом этапе в полном соответствия с производительными силами капитализма, стимулировали их развитие, и притом гораздо более быстрое развитие, чем развитие в других, предшествовавших капитализму общественных формациях. Однако этот рост производительных сил, во-первых, достигается ценой хищнического расточения самой главной производительной силы — рабочей силы пролетариата — и сил природы; во-вторых, носит односторонний характер, осуществляясь крайне неравномерно, задерживая развитие ряда отраслей производства; и, в-третьих, оказывается смертельным для капитализма, вступает в непримиримое противоречие с отношениями частной собственности, становится несовместимым с ними, требует перехода к иным, более прогрессивным общественным отношениям.

Капитализм всё более превращается в оковы для развивающихся производительных сил, Рост производительных сил капиталистического оо-щества приводит к тому, что производство приобретает ^общественный характер. Это обобществление труда при капитализма выражается прежде всего в том, что по мере развития разделения труда внутри общества труд каждого отдельного индивида становится все менее самостоятельной частичкой труда всего общества. Обобществление это выражается также и в том, что капиталистическое производство под давлением своих внутренних законов концентрируется в крупных и крупнейших предприятиях.

Развитие кооперативных форм труда при капитализме и, главное, всё возрастающее применение машин ведут к вытеснению мелких капиталистов. Крупные и крупнейшие капиталисты захватывают в свои руки всё большую часть общественного производства. Это обобществление производства есть специфически капиталистическое обобществление. Оно связано не с отменой частной собственности ва средства производства, а с её дальнейшим утверждением. В результате этого процесса всё более растёт и обостряется основное противоречие капиталистического общества — между общественным характером производства и_ частнокапиталистической формой присвоения результатов производства (выражающееся в частности в кризисах перепроизводства). Вместе с тем обостряются все противоречия капиталистического общества.

В своём учении о прибавочной стоимости Маркс раскрывает сущность капиталистической эксплуатации наёмных рабочих, являющихся истинными созидателями всех богатств буржуазного общества. Ленин говорил, _ что это учение есть краеугольный камень экономической теории Маркса. Создав свою теорию прибавочной стоимости, Маркс раскрыл основу существования капиталистических классов, обнажил самую суть капиталистической эксплуатации, так усиленно скрываемую буржуазной" политической экономией. Рабочий трудится для капиталиста, продавая ему свою рабочую силу, которая оплачивается, как правило, ниже её стоимости, в форме заработной платы.

Создаёт же он гораздо большие стоимости. Вся разница между стоимостью товара, создаваемой рабочим, и его заработной платой присваивается классом капиталистов в виде прибавочной стоимости и образует основу всех видов капиталистического дохода: прибыль, проценты, ренту, налоги. Весь класс капиталистов противостоит пролетариату как коллективный эксплуататор, как единый класс, всё существование которого зиждется на присвоении прибавочной стоимости. Погоня капитала за прибавочной стоимостью ведёт к постоянному увеличению нормы эксплуатации труда при капитализме. Удлинение рабочего дня, жестокая эксплуатация женского и детского труда, разрушение рабочей силы, физическое "калечение миллионов рабочих — вот те средства, к которым прибегает капитал, чтобы удовлетворить свою волчью жадность к прибавочному труду.

Применение машин, развитие производительных сил являются для капитала по средством экономии труда, а средством увеличения нормы прибавочной стоимости. По мере развития капитализма эксплуатация рабочего класса растёт, положение его ухудшается. Развитие капиталистических отношений и применение машин в капиталистическом общества ведут к возникновению безработицы, к созданию резервной армии труда. Это — излишек рабочей силы, который постоянно давит на рынок труда и позволяет капиталисту понижать заработную плату, устанавливать её нижо стоимости рабочей силы. Рабочий нищает и относительно и абсолютно. «...Накопление богатства па одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на противоположном полюсе, т. е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт как капитал».

Развитие капитализма не сулит рабочему классу никакой возможности улучшить своё положение в рамках капиталистического строя. Именно поэтому пролетариат оказывается тем классом, интересы которого направлены прямо против основ капиталистического строя и требуют уничтожения этих основ. Вместе с тем, «увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталистический строй создает великую мощь объединенного труда». В ходе концентрации и централизации капиталистического производства происходит постоянный рост числа наемных пролетариев за счёт разоряющихся мелких собственников и в особенности разоряемых капитализмом крестьян. Пролетариат численно множится и растёт. Рабочие сосредоточиваются всё более многочисленными и всё более сплочёнными массами в стенах крупных капиталистических предприятий. Так капитализм в ходе своего развития сам порождает ту социальную силу, от которой ему предстоит погибнуть. Завоёвывая путём., революции власть, пролетарии устанавливает свою диктатуру а экспроприирует экспроприаторов.

Маркс показал также всю безвыходность положения при капитализме массы мелких собственников и в частности мелкого крестьянства, жестоко эксплуатируемого капиталом. Капитализм несёт основной массе мелких собственников неизбежное разорение, превращение в пролетариев. «...Маркс, этот наиболее принципиальный марксист из всех марксистов, настойчиво советовал партии коммунистов не терять из виду крестьянство, завоевать его на сторону пролетариата и заручиться его поддержкой в грядущей пролетарской революции». Открытая Марксом закономерность возникновения, развития и гибели капиталистического общества отнюдь но означает, будто история независимо от классовой борьбы и помимо неё приведёт человечество к коммунизму.

Законом развития капитализма, как и всякого антагонистического общества, является рост и обострение его противоречий, рост и обострение классовой борьбы. Знание объективных законов развития капитализма позволяет пролетариату направлять свою борьбу против капиталистического строя в революционное русло, видеть своих врагов, находить своих союзников и уверенно итти к победе, к установлению своей диктатуры. «Капитал» даёт исчерпывающее обоснование исторической необходимости диктатуры пролетариата и неизбежности её победы в результате победоносной социалистической революции. Учение Маркса дало пролетариату всего мира понимание собственной исторической роли, указало ему пути и методы борьбы с капитализмом и победы над ним.

«Капитал» Маркса — не только экономический труд, но и великое историческое и философское произведение. В «Капитале» даётся развёрнутое обоснование теории исторического материализма в приложении прежде всего к всестороннему исследованию определённой обществеии овкономической формации — капитализма. «Капитал» является также непревзойдённым образцом разработки и применения материалистической диалектики к изучению человеческого общества. Подчёркивая философское значение «Капитала», Ленин писал: «В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материализма». В полном соответствии с реальной действительностью Маркс в «Капитале» рассматривает капиталистический способ производства не как вечный и неизменный, а как исторически возникший, развивающийся и необходимо подготовляющий условия своей гибели.

Показывая, что источником развития капиталистического способа производства являются свойственные ему противоречия, Маркс даёт глубокий анализ того, как эти противоречия растут, обостряются, как весь ход капитализма создаёт объективные предпосылки для его неизбежной гибели. В «Капитале» на исследовании капиталистической формации разработана марксистская теория познания. «Капитал» соединяет в себе глубокую научность с партийной непримиримостью ко всем и всяческим врагам пролетариата. Подзаголовок «Капитала»— «Критика политической экономии»—вполне соответствует теоретическому содержанию «Капитала» . Одновременно с исследованием законов капитализма в «Капитале» даётся и научная критика буржуазной политической экономии. В «Капитале» научно доказана неизбежность краха капитализма и революционной смены его социалистическим обществом.

Со времени выхода «Капитала» и до наших дней буржуазная наука и реформистские прихвостни капитализма ведут против «Капитала» непримиримую борьбу, клеветнически его извращая. Но весь опыт истории человечества, истории классовой борьбы со времени выхода «Капитала» полностью подтвердил гениальные идеи этого произведения.