Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Критика готской программы — критический разбор проекта программы германской социал-демократии, подготовленного к Готскому съезду. Написана Марксом в 1875 г., опубликована впервые Энгельсом в 1891 г. Показав, что проект состоит из лассальянских мелкобуржуазных фраз и что авторы его обошли коренной вопрос пролетарского движения — вопрос о диктатуре пролетариата, — Маркс развивает принципы, изложенные в «Манифесте Коммунистической партии » (см.), формулирует политические требования пролетарской партии.
Здесь он впервые сформулировал необходимость переходного периода между капитализмом и социализмом: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата. Рассматривая диктатуру пролетариата как орудие построения коммунизма, Маркс показывает, что коммунистическое общество проходит две фазы. В первой своей фазе оно не может быть свободным от традиций капитализма и во многом ещё носит на себе «родимые пятна» старого общества.
Принцип распределения в первой фазе коммунизма: каждый работает по способностям и получает по количеству и качеству труда. На высшей фазе коммунизма производительность труда настолько поднимется, что даст возможность создать изобилие продуктов, и общество сможет написать на своём знамени: каждый работает по способностям, получает по потребностям. «Великое значение разъяснений Маркса, — писал Ленин,— состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма. Вместо схоластически-выдуманных, «сочиненных» определений и бесплодных споров о словах (что социализм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, чтб можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма». «Критика Готской программы» является образцом научной разработки революционной программы пролетарской партии, образцом непримиримости ко всякому оппортунизму.
Лидеры германской социал-демократии долгое время тщательно скрывали от масс этот важный документ научного коммунизма. Энгельс счёл нужным перед Эрфуртским съездом германской социал-демократической партии, где предстояло принять новую программу, опубликовать «Критику Готской программы» как «нечто совершенно новое и к тому же в высшей степени своевременное и актуальное». «Критика Готской программы» была опубликована вопреки сопротивлению оппортунистов из II Интернационала.