Filslov.ru - Философия как предмет науки


Причинность — одна из форм всеобщей взаимозависимости явлений объективного мира. Ленин указывал, что вопрос о причинности имеет особенно важное значение для определения философской линии того или другого направления. Идеализм, как правило, отрицает объективную причинность в природе и обществе, считая, что природа и общество лишены сами по себе какого бы то ни было порядка, независимого от сознания людей. Идеалисты изображают природу и общественную жизнь как хаотическое нагромождение явлений и событий, не связанных между собой причинной связью. Так, например, Кант утверждал, что рассудок диктует природе свои законы. Причинность он считал априорной категорией, т. е. существующей до опыта, присущей человеческому рассудку независимо от опыта.

Теория причинности Юма основана на положении о_ том, что в объективном мире не существует никакой причинной обусловленности явлений, что причинность есть не что иное, как результат привычки, привычной связи ощущений, восприятий. В реакционной буржуазной философии эпохи империализма отрицание объективной причинности является одним из краеугольных камней в борьбе против науки. Прагматисты и интуитивисты, махисты и позитивисты — все многочисленные течения и школки буржуазной философии единодушно выступают против признания объективного характера причинной связи явлений. Мах заявлял: «В природе нет ни причины, ни следствия».

Современная буржуазная философия в лице таких реакционных школок, как логический позитивизм (см.), персонализм (см.), и т. п., с ещё большей яростью выступает против принципа причинности. Используя продолжающийся кризис в физике буржуазных стран, философы умирающего капитализма фальсифицируют новые данные науки и пытаются использовать их для отрицания объективной причинности. На отрицании объективной причинности в природе базируются «физический» идеализм, вейсманизм-морганизм и другие идеалистические течения в естествознании. Буржуазные философы смертельно ненавидят принцип причинности, потому что борются против научного объяснения мира. Научное познание возможно лишь как познание, раскрывающее причинную обусловленность явлений. Познание, игнорирующее причинность, перестаёт быть научным. Выступая против причинности, буржуазные философы выполняют прямой заказ своего класса, заинтересованного в том, чтобы затемнить сознание масс, поставить на место науки веру, религию.

Разоблачая махистов, Ленин требовал, чтобы чётко проводилась грань между двумя линиями в вопросе о причинности. «Ибо ясно, в самом деле,— писал Ленин,— что субъективистская линия в вопросе о причинности, выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы.

Субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм (к разновидностям которого относятся теории причинности и Юма и Канта), т. е. более или менее ослабленный, разжиженный фидеизм. Признание объективной закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть материализм». Ленин учил, что надо отличать общее теоретико-познавательное решение вопроса о причинности от степени точности, которой достигла наука в описании причинных связей; независимо от того, какого уровня достигла наука п раскрытии причинных закономерных связей, решение теоретико-познавательного вопроса о причинности должно исходить из того, что источником нашего познания причинных связей является объективно существующая причинность, закономерность природы.

Учение диалектического материализма о причинности сводится к следующим основным положениям. В мире нет беспричинных явлений. Всякое явление природы и общества обусловлено определённой причиной, есть следствие той или другой причины. Причина и следствие находятся во взаимодействии. Причина порождает следствие, но и следствие не пассивно, оно воздействует на свою причину. Так, данный экономический базис порождает соответствующую ему общественную надстройку, но последняя не есть просто пассивное следствие. Она играет активную роль, воздействуя на базис, укрепляя и развивая его. Во всеобщем взаимодействии причина и следствие меняются местами. То, что является следствием в одной связи, может стать причиной в другой связи и т. д.

Между причиной и следствием существует внутренняя закономерная связь. Взаимодействие между причиной и следствием нельзя рассматривать в отрыве от конкретной обстановки, в которой происходит это взаимодействие. Так, в условиях социалистической системы развитие техники является одной из причин роста благосостояния трудящихся, В капиталистических же странах развитие техники не только не содействует улучшению жизни эксплуатируемых, но, наоборот, является одной из причин роста безработицы и нищеты.

Самым высшим критерием и доказательством объективного характера причинной связи в природе и обществе является практика, практическая деятель-кость людей. Так, например, биология установила зависимость изменчивости и наследственности организмов от изменений внешней среды. Практика полностью подтверждает эту причинную зависимость.

То же и в общественной жизни. Мы знаем, что причиной периодических экономических кризисов в капиталистическом обществе являются капиталистический строй, присущие ему противоречия. Практика, опыт истории общества подтверждает правильность нашего понимания этой причинной связи: уничтожение капитализма в СССР имеет своим закономерным следствием исчезновение неизбежного спутника капиталистического строя— экономических кризисов. (См. также Детерминизм и индетерминизм.)