Filslov.ru - Философия как предмет науки


Психология— наука, имеющая основным предметом изучения психику человека, его сознание как свойства высокоорганизованной материи, способной отражать объективную реальность в виде ощущений и восприятий, представлений, мыслей. Материалистическая, подлинно научная психология имеет важное философское значение. В. И. Ленин указывал на психологию, как на одну из тех областей знания, из которых должна сложиться теория познания и диалектика.

Психология первоначально развивалась в недрах философии и выделилась из неё в качестве самостоятельной опытной науки только в середине XIX в. в связи с распространением экспериментального метода на изучение психических явлений. Буржуазная эмпирическая психология оставалась, однако, на позициях метафизического противопоставления психики и материи, рассматривая психические явления как явления чисто субъективные, познаваемые только посредством самонаблюдения. Психологические исследования шли по двум противоположным, борющимся между собой линиям. Одна из этих линий, материалистическая по своей тенденции, исходила из признания того, что предметом научного исследования могут служить лишь объективные физиологические процессы, собственно же психические явления представляют собой лишь «эпифеномены», т. е. побочные явления, не имеющие реального значения и не подлежащие научному исследованию.

Противоположная линия — линия идеализма в психологии — нашла своё выражение в бесплодных попытках исследовать психические явления в отрыве от явлений материальных, от мозга, как якобы имеющих особую, сверхъестественную природу. В настоящее время идеалистическая психология в буржуазных странах в связи с общим загниванием капитализма и его культуры всё более становится прибежищем открыто реакционных идей, служащих целям оправдания агрессивной политики современного империализма и разжигания низменных инстинктов и чувств человека.
Философские основы последовательно материалистической психологии были впервые созданы в середине XIX в. Марксом и Энгельсом.

Психология как наука, основывающаяся на теории диалектического и исторического материализма, коренным образом отличается от психологии буржуазной и представляет собой качественно новый этап в развитии психологии. Эта психология получила своё развитие в качестве специальной отрасли знаний в Советском Союзе. Решающую роль в её развитии сыграли философские произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, а также работы великих русских физиологов — И. М. Сеченова (см.) и особенно И. П. Павлова (см.), создавшего учение о высшей нервной деятельности. Объединённая сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950), посвященная физиологическому учению И. П. Павлова, подчеркнула его значение для психологии и этим поставила перед советской психологией задачу перестройки её на естественно-научном фундаменте павловского учения.

Научная психология рассматривает психику как продукт развития жизни, как свойство высших организмов, возникшее в процессе взаимодействия живых существ с окружающей средой. Особенность этих сложных процессов взаимодействия заключается в том, что они осуществляются по принципу «сигнальных» связей организма со средой, физиологической основой которых является механизм условных рефлексов. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является прочным естественно-научным фундаментом для психологии, так как раскрывает сущность нервных процессов, являющихся материальным субстратом психических явлений.

Психика присуща только животным, которые уже обладают сложным строением; на высших ступенях эволюции — у высших животных и у человека — органом психики является кора полушарий головного мозга. Психика человека, его сознание возникло в процессе труда. Труд отличает человека от животного. Труд создал человека и его психику. Сознание человека возникло и развивалось в неразрывной связи о возникновением и развитием языка. Переход к сознанию человека был связан с качественной перестройкой работы коры головного мозга; это выразилось в том, что над первой системой условных нервных мозговых связей надстроились состоящие во взаимодействии с ними связи «второй сигнальной системы» (Павлов), т. е. связи в системе языковых по своей форме обобщений, которые вырабатываются в общественной жизни. Таким образом, сознание человека с самого начала является общественно-историческим продуктом, определяемым условиями жизни человека в обществе, его общественным бытием.

В условиях классового общества общественное сознание человека имеет классовый характер, меняясь вместе с изменением классовых отношений общества и его идеологии. Построение социалистического общества в нашей стране вызвало глубокие качественные изменения в духовном облике человека. Основой этих изменений явились новые общественные отношения, свободные от эксплуатации человека человеком, новое отношение к труду, обусловленное тем, что люди работают у нас не на эксплуататоров, а на себя, на своё, советское общество.

Научная психология исходит из учения об историческом характере психики человека, о её зависимости от объективных общественных условий жизни и воспитания, о её активной роли в жизни общества. Поэтому в противоположность психологии буржуазной советская психология является действенной наукой, наукой о психологических законах целенаправленного воспитания всесторонне развитых людей с новым морально-духовным обликом, активных борцов за коммунизм. Советские исследования в области психологии тесно связаны с практикой строительства нашего общества и в первую очередь с практикой коммунистического воспитания и обучения детей, подростков, юношей.