Filslov.ru - Философия как предмет науки


Милетская школа философии —самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, получившая своё название от города Милета, который в VI в. до н. э. вместе с другими городами Ионийского побережья Средиземного моря являлся центром торговли, ремесла, мореплавания и культуры в древнегреческом рабовладельческом обществе. Милетские философы были одновременно естествоиспытателями. Некоторые естественно-научные представления были ими позаимствованы у народов Востока и получили в дальнейшем самостоятельное развитие. Милетцы сделали первые научные открытия в области геометрии, географии, астрономии, математики.

Природу они рассматривали как материю, вечно находящуюся в движении и развитии, и приписывали ей всеобщую одухотворённость (см. Гилозоиом). Мир не создан богами, утверждали милетцы. О первых натурфилософских учениях милетцев — Фалеса (см.), Анаксимандра (см.) и Анаксимент (см.) — Энгельс говорил: Здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собою разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде».

Аиаксимандр за первооснову принимал неопределённую и беспредельную материю, материальные частицы («апейрон»), находящиеся в движении. Анаксймен первоосновой всего сущего считал воздух. Представители милетской школы пытались разрешить вопрос о соотношении единой материи и конкретных явлений оря роды, вопрос о том, как из воздуха, из огня, из воды возникают реальные предметы природы. В этой постановке вопроса о соотношении единого и многого отразилась наивная диалектика милетских союзов с ней связаны первые попытки найти какую-то закономерность в природе.