Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Мелье Жан (1664—1729) — французский материалист и атеист, утопический коммунист. Был сельским священником:. После смерти Мелье было обнаружено его произведение в форме обращения к прихожанам — «Завещание», в котором он выразил гневный протест против религии, духовенства, дворянства и всего современного ему феодального строя. Главное социальное зло Мелье видел в непропорциональном распределении богатств между людьми, а причину этого зла — в частной собственности. Короли, дворяне, попы захватили все богатства земли, оставив народу только труд, лишения и страдания. Религия, в частности христианство,— гнусная басня, выдуманная попами исключительно для того, чтобы держать народ в тупом невежестве и покорности. Люди от природы равны.
Для того чтобы уничтожить неравенство, бедняки должны объединиться и свергнуть господство тиранов. Будущий справедливый строй представлялся Мелье как федерация общин, все члены которых трудятся , и пользуются предметами своего труда на равных правах. По своим социальным взглядам Мелье принадлежит к идеологам крестьянского, мелкобуржуазного, уравнительного коммунизма. Общефилософские взгляды Мелье сложились под влиянием античного материализма ( Эпикур — см., Кар —см.), а из философов нового времени на него оказал влияние Спиноза (см.). Природа, по Мелье, — единственная реальность, существующая сама по себе, по законам внутренней необходимости, а не продукт деятельности творца — бога.
Материя, по мнению Мелье, «имеет в самой себе своё существование И своё движение, и следовательно нет надобности искать вне её принцип её существования и её движения». Мелье, как и Спиноза, резко критикует дуализм Декарта (см.), признавая материальность и смертность души. Материализм Мелье, тесно связанный с его воинствующим атеизмом, является, как весь домарксовский материализм, метафизическим, ограниченным. Его взгляды на общество — идеалистические. Страдания народа происходят, по мнению Мелье, из-за отсутствия просвещения, из-за обмана со стороны правителей и духовенства. «Завещание» Мелье появилось впервые в 1730 г. в рукописных списках, а в 1762 г. были опубликованы извлечения из него, сделанные Вольтером. Полностью же оно увидело свет только в 1864 г. Полный перевод «Завещав ния» на русский язык опубликован в СССР в 1937 г.