Filslov.ru - Философия как предмет науки


Диалектика природы — произведение Ф. Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Оно состоит из ряда записей, сделанных Энгельсом в период с 1873 по 1883 г. и посвященных разработке важнейших проблем диалектики природы. Энгельс считал, что философия диалектического материализма должна основываться на всестороннем знании естественных наук и математики и что в свою очередь естественные науки и математика могут плодотворно развиваться лишь на основе диалектического материализма.

В «Диалектике природы» содержится глубокое философское исследование истории естествознания, математики, анализ важнейших вопросов естествознания с точки зрения самой Передовой, революционной теории—^материалистической диалектики. В этом труде дана глубокая критика механистического материализма, а также идеалистических теорий буржуазных учёных — естествоиспытателей и математиков и их метафизического метода. Глубокий знаток современного ему естествознания, Энгельс показывает, как метафизическое воззрение на природу взрывалось изнутри самим развитием науки и принуждено было уступить место новому, революционному диалектическому методу.

Энгельс даёт развёрнутое обоснование диалектико-материалистического учения о разных формах движения материи. Анализируя историческое развитие естествознания и математики, он показывает, как учёные-естествоиспытатели всё более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому и как плодотворно это отражается на самом развитии естествознания. Энгельс подвергает подробному философскому исследованию ряд основных законов естествознания и вскрывает их диалектическую природу. Так, он показывает настоящий смысл закона сохранения анергии, как закона качественного превращения энергии, при этом называет его абсолютным законом природы.

Энгельс исследует также так называемый второй принцип термодинамики и вскрывает ложность вывода буржуазных учёных о том, будто вселенная идёт к тепловой смерти. Теория эта, как показал Энгельс, противоречит закону сохранения и превращения энергии. Он глубоко анализирует учение Дарвина (см.) о происхождении видов, вскрывает пробелы и ошибки этого учения; его мысли о недостатках теории Дарвина нашли во многом замечательное подтверждение- в наше время в мичуринской биологии, преодолевшей ограниченности теории Дарвина. Особенное внимание Энгельс уделяет разработке вопроса о роли труда в становлении и развитии человека.

В области математики Энгельс много занимается проблемой бесконечности (бесконечно большого и бесконечно малого), показывает, как наши представления о бесконечности отражают бесконечность самой природы в большом и малом; Энгельс показывает также, что введение переменной величины в высшую математику означает проникновение в неё диалектики. Энгельс исследует вопрос о соотношении случайности и необходимости. В этом сложном вопросе философии естествознания он с замечательным диалектическим мастерством вскрывает ошибочность как механистического, так и идеалистического подхода к этой проблеме и даёт марксистское решение её.

В борьбе против идеалистов Энгельс отстаивает и развивает марксистское учение об объективном характере законов природы. Конечно, те или иные частности, имеющие отношение к специальным вопросам естествознания и трактовавшиеся в «Диалектике природы» Энгельсом, ныне в связи с новыми открытиями устарели, но в целом это произведение является лучшим свидетельством того, как сна-ние законов материалистической диалектики, соединённое с глубоким знанием специальных областей науки, позволяет находить правильное решение принципиальных (философских, методологических) вопросов, выдвигаемых естествознанием.

Многие положения «Диалектики природы» предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия вперёд. Книга эта является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания и учит философов и исследователей природы непримиримому отношению ко всякому проявлению идеализма и мистицизма в науке, ко всякому отступлению от диалектико-материалистических принципов в познании.

«Диалектика природы» не была подготовлена самим Энгельсом к печати; она состоит из заметок, фрагментов, написанных для себя. Это необходимо учитывать при изучении книги Энгельса.