Filslov.ru - Философия как предмет науки


Сеченов Иван Михайлович

Сеченов Иван Михайлович(1829—1905) — великий русский учёный, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологии. Передовые материалистические взгляды Сеченова в области философии и естествознания, тесно связанные с его прогрессивными общественно-политическими убеждениями, сложились под непосредственным влиянием революционно-освободительного движения в России 40—60-х годов XIX в. и той острой идеологической борьбы, которая происходила в стране в это время.

Сеченов явился продолжателем демократических и материалистических традиций в русской науке, заложенных ещё М. В. Ломоносовым (см.) и А. Н. Радищевым (см.). С именем Сеченова связано зарождение русской физиологии, развитие которой он направил по новому, самостоятельному пути. К. А. Тимирязев (см.) и И. П. Павлов (см.) справедливо называли Сеченова отцом русской физиологии.

Сеченов первый в истории физиологии начал экспериментальное, опытное изучение деятельности головного мозга, поставив своей целью раскрыть физиологические механизмы так называемой «душевной», психической деятельности, которая до НЕГО считалась непознаваемой. Вопреки идеалистическим, антинаучным утверждениям о якобы непознаваемой природе психических явлений Сеченов неопровержимо доказал, что явления сознания, воли и т. д. — так называемая духовная деятельность человека вполне познаваема и её закономерности могут быть объяснены и изучены при помощи строго научного объективного мет-то да, каким до сих пор изучалась деятельность телесная.

Сеченов впервые в истории физиологической науки стал рассматривать деятельность человеческого мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторными считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом. Такое рассмотрение деятельности головного мозга в корне меняло представление о характере психической деятельности человека и позволило Сеченову неопровержимо доказать, что психика человека является продуктом материального органа психической деятельности— мозга(см.),который функционирует благодаря воздействиям внешнего мира на органы чувств. Решительно отметая идеалистические утверждения об особой природе психической деятельности человека, Сеченов смело утверждал, что в сознании нет ничего, чего нет в действительности, что сама так называемая «свободная воля» есть лишь результат тех внешних условий, в которых живёт и действует человек и которые, отражаясь в его мозгу, вызывают определённые действия.

Сеченов писал, что утверждение идеалистов о том, что причина любого человеческого поступка лежит якобы в самом человеке, в его «внутреннем мире», его сознании, а не в существующих вне его объективных, независящих от него конкретных условиях жизни и деятельности, есть «величайшая ложь». «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». Этим самым Сеченов нанёс сокрушительный удар по реакционным идеалистическим взглядам о «бессмертии души», «свободе воли» и т. д., господствовавшим в то время в науке и сейчас ещё широко проповедуемым реакционной буржуазной философией.

Работы Сеченова в области физиологии мозга сыграли огромную роль в научном творчестве И. П. Павлова, который считал Сеченова своим учителем и идейным вдохновителем, неустанно подчёркивал тесную преемственную связь менаду своим учением об условных рефлексах и учением Сеченова о рефлекторном характере деятельности головного мозга. Труды Сеченова в области физиологии являются ценным вкладом в материалистическую теорию развития живой природы. Они сыграли существенную роль в подготовке идейно-теоретической почвы для торжества мичуринской биологической науки.

Через все научные исследования Сеченова красной нитью проходит идея эволюции, поступательного развития живой природы. Исследуя проблему мышления, Сеченов неоднократно говорил, что решение этой проблемы будет успешным лишь в том случае, если процесс мышления будет рассматриваться исторически, в его возникновении и развитии. Своими трудами Сеченов внёс много ценного в понимание сущности мышления, его связи с языком, речью, деятельностью человека.

В своих исследованиях Сеченов исходил из твёрдого убеждения в объективном, независимом от человека существовании внешнего мира. «В основание всех рассуждений положено мною,— писал Сеченов,— присущее всякому человеку непреложное убеждение в существовании внешнего мира...». В теории познания Сеченов также неуклонно придерживался материалистической линии. Объективный, вне сознания существующий материальный мир Сеченов считал вполне познаваемым. Сеченов утверждал и экспериментально доказывал, что предметы внешнего мира и впечатления от них в сознании человека сходны между собой.

Познаваемость мира и достоверность наших знаний о нём подтверждаются, писал Сеченов, «громадными успехами естествознания, благодаря которым человек покоряет все больше и больше своей власти силы природы», а также «блистательными приложениями на практике, т. е. успехами техники». Сеченов подверг резкой критике идеализм в вопросе о познаваемости мира и особенно идеалистическое учение Канта (см.), утверждавшее зависимость объекта познания от познающего субъекта, от априорных, якобы прирождённых человеку форм рассудка, которые он вносит в исследуемый объект. Опыт, практику Сеченов считал основой теории познания, критерием истинности всякого положительного знания.

Материализм Сеченова не лишён недостатков, свойственных материализму домарксовского периода. Так, правильно отвергая идеалистическую трактовку вопроса о свободе воли, доказывая зависимость воли человека от объективных, внешних причин, Сеченов не раскрыл её обусловленности социальными, общественными отношениями, в которых живёт и действует человек. Тот же самый недостаток свойствен его пониманию сущности мышления, сознания человека.

Сеченов был передовым учёным своего времени. По словам К. А. Тимирязева, он представлял собой одну из колоритных фигур общественного движения 60-х годов прошлого столетия. Находясь в непосредственном общении и дружбе с вождём русской революционной демократии Н. Г. Чернышевским (см.), Сеченов воспринял его мировоззрение. В свою очередь Чернышевский высоко ценил научные достижения Сеченова и опирался на них в своих философских обобщениях. Работы И. М. Сеченова по физиологии явились одной из естественно-научных основ философского материализма Чернышевского. Как известно, замечательный образ Сеченова был отражён Чернышевским в его романе «Что делать?» в лице Кирсанова.

Сеченов блестяще разоблачал идеализм и мистицизм врага революционных демократов Кавелина, которого Ленин называл одним из отвратительнейших типов либерального хамства. Как страстный патриот своей страны и борец за передовую отечественную науку Сеченов навлёк на себя «немилость» и гонения со стороны царского самодержавия, которое считало его «политически неблагонадёжным».

Не отделяя интересов науки от интересов своего народа, Сеченов уже в преклонном возрасте с большим энтузиазмом читал лекции московским рабочим на Пречистенских рабочих курсах. Но царские власти вскоре запретили Сеченову чтение лекций для рабочих. Сеченов приветствовал революцию 1905 г. ««А теперь... — говорил он К. А. Тимирязеву,—надо работать, работать, работать». Это,— пишет К. А. Тимирязев,— были последние слова, которые мне привелось от него слышать — то был завет могучего поколения, сходящего со сцены, грядущим».

Главные произведения Сеченова: «Рефлексы головного мозга», «Впечатления и действительность», «Кому и как разрабатывать психологию?», «Элементы мысли».