Filslov.ru - Философия как предмет науки


Субъективный метод в социологии — антинаучное, идеалистическое понимание исторического процесса как результата произвольной деятельности выдающихся личностей. Согласно втой точке зрения народные массы не могут играть решающую роль в истории. Субъективный метод в социологии игнорирует объективные закономерности общественного развития; для него история — хаос случайных событий.

Субъективный метод в социологии является прямой противоположностью исторического материализма и издавна служит орудием мелкобуржуазных и буржуазных идеологов в их борьбе против марксизма. В дореволюционной России на етих реакционных позициях стояли народники, которые устами Лаврова (см.), Михайловского (см.) и др. объявляли творцом истории «критически мыслящую» личность. Из субъективного метода в социологии вытекали отрицательное отношение к революционной инициативе масс и тактика индивидуального террора против отдельных представителей царизма.

Отрицая объективную закономерность смены общественных формаций, сторонники субъективного метода в социологии уверяли, что капитализм в России представляет «случайное» явление и развиваться не будет, следовательно, не будет развиваться и пролетариат. Серьёзный удар этому реакционному методу нанёс Г. В. Плеханов (см.). Окончательный идейный разгром народничества осуществил В. И. Ленин в книге «Что такое «друзья народам и как они воюют, против социал-демократов» (см.). Глубокая научная критика субъективного метода в социологии дана в работе И. В. Сталина « Анархизм или социализм) (см.), в которой разоблачён реакционный, идеалистический взгляд анархистов на личность, как на решающую силу исторического развития. Субъективный метод современной буржуазной социологии является орудием воинствующей защиты империализма. Посредством этого метода идеологи империализма, отрицая исторические закономерности и объявляя личность творцом истории, стремятся обосновать господство банкиров и плутократов над свободолюбивым человечеством.

Американский поджигатель войны, империалист Гувер в книге «Американский индивидуализм» при помощи субъективного метода объявляет дельцов Уолл-стрита «солью земли» и «рекомендует» народам подчиниться американскому диктату. Исторический материализм противостоит субъективному методу в социологии и другим антинародным идеалистическим взглядам как единственно научная теория о законах развития человеческого общества. СУЖДЕНИЕ — одна из основных познавательных форм мышления. Суждение есть единый познавательный акт, при помощи которого, посредством утверждения или отрицания, раскрывается наличие или отсутствие того или иного признака у предмета, явления. Всякое знание — это прежде всего суждение, ибо только суждения нечто утверждают или отрицают. Уже когда мы отдаём себе отчёт в получаемых восприятиях, мы судим. Обычно суждение состоит из субъекта, предиката и связки, с помощью которой создаётся единый акт суждения.

Например, в суждении «Иван есть человек» Иван — субъект, или подлежащее, человек — предикат, или сказуемое, а есть— связка. Иван — отдельное, человек — общее. Через сопоставление отдельного и общего мы высказываем правильное суждение о предмете. В природе отдельное и общее представляют единство, Суждение в познавательных целях как бы разрывает природное единство, противопоставляя субъект предикату («Иван есть человек»), но с тем, чтобы их вновь соединить в едином акте суждения, отобразив самую действительность, единство отдельного и общего. Связка есть очень важная составная часть суждения. Подлинное понимание суждения дано марксистско-ленинской философией. В старой, метафизической логике суждение определялось как простое соединение понятий, хотя ещё Аристотель (см.) истолковывал суждение с материалистических позиций: «Прав тот, кто считает разделённое разделённым и соединённое соединённым, ошибается же тот, чьё мнение идёт вразрез с вещами».

Всякое суждение является истинным или ложным. Истинные суждения — те, которые верно отражают объективную действительность, ложные суждения — те, которые не соответствуют действительности. Существуют два главных вида суждений: утвердительные и отрицательные; утвердительные связывают в мыслях то, что связано в действительности, отрицательные разобщают то, что разобщено в природе. Суждение никогда нельзя свести к формально-метафизической формуле: А есть А. Суждение неизменно расширяет знание. «Тот факт, что тождество содержит в себе различие, выражен в каждом предложении, где сказуемое по необходимости отлично от подлежащего. Лилия есть растение, роза красна: здесь либо в подлежащем, либо в сказуемом имеется нечто такое, что не покрывается сказуемым или подлежащим»

Энгельс в «Диалектике природы» дал глубокую диалектическую классификацию суждений, истолковав отдельные формы суждений как подготовляющие следующую, более высокую ступень. Начинает Энгельс с суждений единичности («трение есть источник теплоты»). Далее идут суждения особенности («всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту») — здесь раскрывается, что некоторая особая форма движения, а именно механическая, имеет свойство переходить при особых обстоятельствах в некоторую другую особую форму движения — в теплоту.- Третье суждение есть суяадение всеобщности—высшая форма («любая форма движения оказалась способной и вынужденной превращаться в любую другую форму движения»). Языковой формой суждения является предложение. Изучение строя суждений должно происходить в связи с изучением форм предложения в свете марксистского учения о единстве языка и мышления.