Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Станкевич Николай Владимирович (1813—1840) — русский философ-идеалист, игравший видную роль в московском философском кружке 30-х годов, так называемом «кружке Станкевича» (Станкевич, Белинский—см., Аксаков, Боткин, Бакунин —см.). Кроме студенческой исторической работы, трагедии, написанной Станкевичем в юношеские годы, кроме стихотворений и переводов, после него остались фрагменты философских работ «Моя метафизика» и «Об отношении философии к искусству».
Главным материалом, характеризующим общественно-политические и философские взгляды Станкевича, является его «Переписка», впервые опубликованная в 1857 г. По своим общественно-политическим воззрениям Станкевич являлся дворянским просветителем. Он осуждал крепостное право и отрицательно относился к реакционной официальной идеологии. Станкевич рассчитывал на мирное, постепенное уничтожение крепостничества . Умеренно-просветительская политическая позиция Станкевича определяла и характер его философских взглядов. Выдвигая на первый план задачи просвещения, «воспитания человечества», он видел в философии средство совершенствования людей в «нравственном» и «умственном» отношении.
По споим философским воззрениям Станкевич —«объективный» идеалист. Идеалистическое мировоззрение его имело религиозный характер. Станкевич высказывал мысли о взаимосвязи явлений в мире и о развитии. Однако диалектика Станкевича была идеалистической. Он говорил о гармонии, господствующей, по его мнению, в мире. В отличие от немецких идеалистов Станкевич придавал большое значение опытному знанию. В конце жизни он высказывал мысли о необходимости теснее связать философию с жизнью. Наука, писал он, «должна перейти в дело, исчезнуть в нём».
Этическая теория Станкевича построена на принципе «любви» и на отрицании эгоизма. В соответствии со своими философско-этическими принципами решал Станкевич и проблемы эстетики. Задача искусства, по его мнению, сводится к содействию нравственному совершенствованию человека, воспитанию чувства любви. Искусство для Станкевича тесно связано с религией.
В условиях жесточайшей реакции, наступившей после восстания декабристов (см.), даже умеренное просветительство, даже идеалистическая, далёкая от революционности этика Станкевича имели прогрессивное значение, противопоставляли его лагерю рсанциоперов-крепостников.