Filslov.ru - Философия как предмет науки


Тимирязев Климент Аркадьевич

Тимирязев Климент Аркадьевич(1843 — 1920) — великий русский учёный, борец за дарвинизм, за материалистическую биологию, основоположник современного учения о фотосинтезе. Проникшись в юношеские годы революционно - демократическими идеями великих русских мыслителей середины XIX в., Тимирязев всю свою научную и общественную деятельность посвятил служению передовой науке и трудящемуся народу.

За свои прогрессивные убеждения Тимирязев подвергался гонениям со стороны царского правительства. Начиная с 1894 г. за ним велась постоянная слежка тайной полиции. Под воздействием марксистско-ленинских идей и всё возрастающего рабочего движения Тимирязев ещё в условиях царизма стал под великое непобедимое знамя коммунизма. Тимирязев восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Рабочие Московско-Курской ж. д. избрали его своим депутатом в Московский Совет, учёные-большевики — членом Социалистической (позднее Коммунистической) академии. Народный комиссариат просвещения назначил Тимирязева членом Государственного учёного совета.

Тимирязев выступал в печати с разоблачением наглой клеветы англо-американских империалистов на Коммунистическую партию и её вождей, вскрывал империалистические, захватнические цели похода «14 государств» против молодой Советской республики. 27 апреля 1920 г. В. И. Ленин писал Тимирязеву: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть». Ленин имел в виду книгу Тимирязева «Наука и демократия», в которой учёный призывал людей науки к единству с трудящимся народом. Глубокой любовью и преданностью Коммунистической партии проникнуты последние слова Тимирязева, произнесённые им за несколько часов до смерти: «Большевики, проводящие ленинизм,— я верю и убеждён,— работают для счастья народа и приведут его к счастью... Передайте Владимиру Ильичу моё восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали».

По своим философским взглядам Тимирязев был убеждённым материалистом, ведущим непримиримую борьбу против идеализма. В своих сочинениях он подвергал уничтожающей критике линию идеализма в философии, начиная от Платона (см.) и кончая философствующими оруженосцами империализма ( Бергсон — см., Бетсон, Мах — см., Джемс — см. и др.). В своих исследованиях Тимирязев руководствовался «историческим методом», содержащим в себе ряд элементов материалистической диалектики— признание всеобщей связи и развития явлений в природе, борьбы противоположностей, причинности, необходимости и т. д. Тимирязев был замечательным популяризатором науки. Его книги «Чарлз Дарвин и его учение», «Исторический метод в биологии» и др. являются до сих пор лучшим изложением теории Дарвина. Огромной популярностью пользуется также книга Тимирязева «Жизнь растения». Тимирязев сделал значительный шаг вперёд по сравнению с Дарвином своим подлинно материалистическим истолкованием развития органического мира.

Важнейшими факторами эволюции Тимирязев в отличие от так называемых «ортодоксальных» дарвинистов считал не внутривидовую борьбу, а внешнюю среду, изменяющую организм, наследственность, закрепляющую эти изменения, и отбор, придающий организмам целесообразную форму. Организм и среда рассматриваются им в неразрывном единстве. В связи с этим он даёт высокую оценку положительной стороны учения Ламарка (см.) — о зависимости органических форм от среды. «Только соединение этой стороны ламаркизма с дарвинизмом и обещает полное разрешение биологической задачи», — писал Тимирязев.

Он признавал, что изменчивость организмов происходит вследствие приспособления их к окружающим условиям. Он впервые выдвинул положение о требованиях организма к условиям внешней среды. Своим указанием о чередовании ступеней развития у растений Тимирязев подчёркивал наличие качественных преобразований в онтогенетическом развитии организма. Это положение было развито впоследствии И. В. Мичуриным (см.) и в особенности академиком Лысенко, который создал теорию стадийного развития растений. Тимирязев признавал возможность не только половой, но и вегетативной гибридизации, а также указывал на большое значение перекрёстного опыления растений. Он резко критиковал вейсмаиизм менделизм за признание существования особого вещества наследственности, якобы не поддающегося воздействию среды. Важное значение для развития биологии имели работы Тимирязева в области изучения фотосинтеза.

Тимирязев доказал, что это явление, как и явления неорганической природы, подчинено закону сохранения энергии. Тем самым он нанёс сокрушительный удар витализму с. его учением об особой «жизненной силе», якобы присущей животным и растениям. Тимирязев не ограничивает задачу биологии познанием законов развития животных и растений, а ставит вопрос о сознательном изменении органических форм. Он утверждает, что наука должна научить земледельца, как выращивать два колоса там, где раньше рос один. Тимирязев написал труд «Земледелие и физиология растений», в котором разработаны важные положения агрономической науки.
В условиях загнивания буржуазной науки, в условиях царского деспотизма Тимирязев сумел не только отстоять материалистическое ядро дарвинизма, но и развить его дальше, подготовив качественно новый этап в развитии биологии — мичуринское учение.

Это является выдающейся заслугой великого русского биолога-мыслителя. На протяжении многих десятилетий Тимирязев стоял во главе передовой, материалистической биологии в её борьбе против реакционного, идеалистического направления, представленного всякого рода антидарвинистами, вейсманистами, виталистами и прочими «истами» и «логами», как называл их сам Тимирязев. Тимирязев резко осуждал вульгарное перенесение биологических законов в область общественных явлений. В 1937—1940 гг. изданы Сочинения К. А. Тимирязева, т. 1-Х; в 1948—1949 гг. изданы Избранные сочинения, т.