Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Стасов Владимир Васильевич
(1824—1906) — выдающийся русский теоретик и историк искусства, художественный и музыкальный критик. Окончил Училище правоведения. С 1857 г. работал в Публичной библиотеке в Петербурге. Являясь последователем материалистической эстетики Белинского (см.) и Чернышевского (см.), Стасов был горячим поборником передового, демократического направления в русском искусстве, последовательным пропагандистом русской национальной реалистической школы. Вслед за Чернышевским Стасов видит в искусстве отражение действительности и требует от художественного произведения, чтобы оно отражало и объясняло жизнь и выносило приговор всему отжившему, реакционному, тормозящему движение вперёд.
Выдающийся идеолог критического реализма, Стасов считал искусство могущественной общественной силой в борьбе за демократическое переустройство общества. Решительно и резко выступая против космополитизма в искусстве, он последовательно боролся за народность искусства и развитие русского национального искусства. Он подчёркивал, что искусство, которое своими корнями не уходит в народную жизнь, бессильно. По убеждению Стасова, развитие собственной, национальной художественной школы, близкой к интересам и потребностям широких народных масс,—единственный путь к расцвету искусства. Он резко критикует искусство, далёкое от народа, оторванное от жгучих вопросов современности, «искусство для искусства».
Как художественный критик Стасов сыграл огромную роль в укреплении демократизма и реализма в искусстве; поддерживал передовых художников («передвижники»), передовых композиторов («Могучая кучка»), В. В. Стасов боролся с отсталостью, реакционностью в искусстве и эстетике, громил академизм, эстетство, последовательно разоблачал формализм и декадентство конца XIX — начала XX в. в западноевропейском и русском искусстве.
Не придерживаясь последовательно революционно-демократических взглядов, отдавая иногда дань либерализму, Стасов не сумел показать реальные исторические причины упадка буржуазного искусства, не сумел понять, что только социалистическая революция может обеспечить искусству неограниченные возможности развития. Но в условиях того времени деятельность В. В. Стасова имела прогрессивное значение. Основные работы Стасова: «Двадцать пять лет русского искусства» (1882—1883), «Тормозы нового русского искусства» (1885), «Очерки об искусстве в Европе в XIX веке» (1901).