Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Даламбер Жан Лерон (1717—1783) — один из виднейших представителей французского просвещения XVIII в., философ и знаменитый математик. Многие из открытий Даламбера в области математики, физики и астрономии доныне сохранили свою научную ценность. Даламбер — ближайший соратник Дидро (см.), редактировал математический отдел «Энциклопедии». С 1751 по 1757 г. был соредактором Дидро. Бешеная травля, поднятая против энциклопедистов реакционерами, заставила Даламбера отказаться от дальнейшей работы по редактированию «Энциклопедии». Во вступительной статье к «Энциклопедии» он пытался дать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов английского материалиста XVII в. Ф. Бэкона (см.).
В области философии Даламбер был сторонником сенсуалистического учения и противником декартовской теории врождённых идей. Он признавал объективное существование вещей, явлений. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Даламберу, мышление не является свойством материи, а. душа имеет независимое от матерки существование. Таким образом, Даламбер стоял на дуалистических позициях. Он отрицал возможность познания сущности вещей.
В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Даламбер признавал бога как образующую субстанцию. Талантливая критика непоследовательного сенсуализма Даламбера была дана в работах Дидро, в частности в его сочинении «Сон Даламбера». Основная философская работа Даламбера —«Элементы философии» (1759) — имеется в русском переводе.