Filslov.ru - Философия как предмет науки


Эмпириокритицизм (философия «критического опыта»), или махизм,— реакционное субъективно-идеалистическое философское течение, возникшее во второй половине XIX в. в Германии и Австрии. Теория эмпириокритицизма создана Авенариусом (см.) и Махом (см.). Эмпириокритицизм целиком основан на идеалистическом извращении понятия «опыт».

В противовес научному пониманию опыта как процесса взаимодействия человека и природы, изменения людьми природы с помощью орудий производства эмпириокритики понимали опыт субъективно идеалистически, как сумму человеческих переживаний, ощущений безотносительно к объективной реальности. Эмпириокритики утверждали, что в основе всех явлений лежат «элементы мира», или, что то же, «элементы опыта». Каждая вещь есть «комплекс элементов». Словечком «элемент» Авенариус и Мах прикрывали тот факт, что за основу явлений они принимали ощущение, ибо их «элемент» тождествен ощущению. Тем самым эмпириокритицизм принимал целиком основную посылку субъективного идеализма Беркли (см.).

Развивая субъективно-идеалистический взгляд на природу, Авенариус и Мах доказывали, что объект (мир) невозможен без субъекта (сознания, ощущений), что законы природы не существуют объективно, что невозможна объективная истина. Под влиянием Маха эмпириокритицизм получил распространение среди естествоиспытателей физиков и явился философской основой так называемого «физического» идеализма (см.). Новейшие открытия в физике (расщепление атома на электроны и протоны, открытие электромагнитной природы атома и т. д.), подтвердившие правильность теории диалектического материализма, по мнению ряда физиков, не стоявших на позициях диалектического материализма, свидетельствовали якобы об «исчезновении материи», о «невозможности познания истины», о необходимости перехода на почву идеализма и т. д.

В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм » (см.) Ленин вскрыл корни эмпириокритицизма, разоблачил эту философию как реакционный идеализм и прикрытую поповщину, разгромил махистские школы, возникшие в эпоху столыпинской реакции в России ( Богданов—см., Юшкевич и др.). Махизм в современной буржуазной философии находит своё проявление в самых разнообразных формах.