Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Эмпириокритицизм (философия «критического опыта»), или махизм,— реакционное субъективно-идеалистическое философское течение, возникшее во второй половине XIX в. в Германии и Австрии. Теория эмпириокритицизма создана Авенариусом (см.) и Махом (см.). Эмпириокритицизм целиком основан на идеалистическом извращении понятия «опыт».
В противовес научному пониманию опыта как процесса взаимодействия человека и природы, изменения людьми природы с помощью орудий производства эмпириокритики понимали опыт субъективно идеалистически, как сумму человеческих переживаний, ощущений безотносительно к объективной реальности. Эмпириокритики утверждали, что в основе всех явлений лежат «элементы мира», или, что то же, «элементы опыта». Каждая вещь есть «комплекс элементов». Словечком «элемент» Авенариус и Мах прикрывали тот факт, что за основу явлений они принимали ощущение, ибо их «элемент» тождествен ощущению. Тем самым эмпириокритицизм принимал целиком основную посылку субъективного идеализма Беркли (см.).
Развивая субъективно-идеалистический взгляд на природу, Авенариус и Мах доказывали, что объект (мир) невозможен без субъекта (сознания, ощущений), что законы природы не существуют объективно, что невозможна объективная истина. Под влиянием Маха эмпириокритицизм получил распространение среди естествоиспытателей физиков и явился философской основой так называемого «физического» идеализма (см.). Новейшие открытия в физике (расщепление атома на электроны и протоны, открытие электромагнитной природы атома и т. д.), подтвердившие правильность теории диалектического материализма, по мнению ряда физиков, не стоявших на позициях диалектического материализма, свидетельствовали якобы об «исчезновении материи», о «невозможности познания истины», о необходимости перехода на почву идеализма и т. д.
В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм » (см.) Ленин вскрыл корни эмпириокритицизма, разоблачил эту философию как реакционный идеализм и прикрытую поповщину, разгромил махистские школы, возникшие в эпоху столыпинской реакции в России ( Богданов—см., Юшкевич и др.). Махизм в современной буржуазной философии находит своё проявление в самых разнообразных формах.