Filslov.ru - Философия как предмет науки


Познание. — Марксистская философия впервые в истории человеческой мысли раскрыла сущность познания и научно показала, как совершается процесс познания действительности. Марксистская теория познания, базируясь на признании внешнего объективного мира, существующего независимо от сознания людей, считает познание отражением этого объективного мира. Марксизм исходит, далее, из того, что внешний мир вполне познаваем.

Эти исходные положения марксизма в корне противоположны идеализму, который рассматривает познание или как познание некоей мистической «абсолютной идеи», духа, бога и т. п. (так называемый «объективный» идеализм — см.), или как поапание субъективных переживаний, ощущений, состояний самого человека (так называемый субъективный идеализм — см.). Марксизм нанёс поражение всякого рода идеалистическим теориям, отрицающим познаваемость мира. Учение диалектического материализма о познаваемости мира есть величайшее завоевание научной философии, оно вооружает уверенностью в способность человеческого разума проникнуть в глубочайшую сущность явлений, открыть объективные законы природы и общества и поставить их на службу людям.

Заслуга марксистской философии состоит, однако, не только в том, что она раскрыла природу познания, показала, что познание есть отражение объективной действительности, доказала познаваемость мира. Её крупная заслуга также и в том, что она впервые объяснила, как совершается познание. В домарксовской философии господствовали неправильные представления об этом важном вопросе. Одни философы, отстаивая позиции эмпиризма (см.), выдвигали на первый план роль ощущений, непосредственного наблюдения в познании и отрицали роль теоретического мышления, обобщения, абстракций.

Другие философы, отстаивая позиции рационализма (см.), выдвигали на первый план деятельность разума, приписывали ему роль единственной силы познания и игнорировали значение чувственного познания, опыта, наблюдений. Домарксовские материалисты в борьбе против идеалистов правильно подчёркивали, что познание есть отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Но они понимали познание метафизически, не учитывали всей сложности процесса познания, недооценивали активной роли мышления в процессе познания действительности. В противовес метафизическим материалистам идеалисты принцип активности мышления доводили до отрицания объективного мира, превращали мышление, сознание в творца природы. И самое главное — все домарксовские философы не понимали первенствующего значения практики в познании, рассматривали познание в отрыве от практики.

Только марксистская философия дала ответы на все эти вопросы. Она преодолела ограниченность эмпиризма и рационализма, ограниченность метафизического материализма и в центр вопроса о познании поставила практику. Марксизм установил, что познание есть не мёртвое, «фотографическое» отражение действительности, а сложный диалектический процесс. Применив материалистическую диалектику к познанию, марксизм показал, что процесс познания имеет свои ступени развития, связанные между собой, закономерно вытекающие друг из друга. Ленин дал замечательно, глубокую формулу, выражающую сущность этого процесса, его стадии, ступени, показал те формы, в которых совершается отражение действительности на каждой ступени диалектического процесса познания объективной истины. «От живого созерцания,— учит Ленин,— к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Ощущения, восприятия, представления, короче говоря, живое созерцание действительности есть исходный пункт всякого познания. Ощущения суть те каналы, через которые внешний мир действует на сознание человека.

По на этой первой ступени познание даёт преимущественно образы единичных предметов, раскрывает лишь внешнюю сторону предметов. Ощущения, восприятия, представления неспособны сами по себе отразить внутреннюю, существенную связь явлений, открыть законы объективного мира. Целью же познания является открытие объективных законов природы. Это достигается лишь па второй ступени, при помощи абстрактного мышления. Обобщая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность.. Результаты обобщения резюмируются выражаются в создаваемых научным познанием понятиях, категориях, законах.

Таковы, например, понятия материи, движения, класса, способа производства и т.д. или закона видоимости, законов классовой борьбы, основного экономического закона социализма и т. д. Обе эти ступени процесса познания — живого созерцания и абстрактного мышления—находятся в единстве, переходят одна в другую, они суть ступени единого диалектического процесса отражения действительности. Основой всего процесса познания и каждой его ступени, рыс-пшм критерием истинности добытых знаний является практика.

Человек познаёт окружающий его мир в,, процессе своей практической деятельности, своего активного воздействия на природу. Практическая проверка знаний есть высшая ступень процесса познания, отражения в человеческой голове законов объективного мира. Только в практике, в практической деятельности людей проверяется каждый шаг познания и только в практике испытывается добытая процессом мышления истина. «В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, потусторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос»

Глубоко ошибочным и по существу идеалистическим является утверждение, выключающее из познания практику и полагающее, будто процесс познания завершается абстрактным мышлением, так как практика есть материальная деятельность. Ленин в книге « Материализм и эмпириокритицизм» (см.) показал, что выключение из процесса познания практики есть не что иное, как махизм. «Если включить критерий практики в основу теории познания, то мы неизбежно получаем материализм, — говорит марксист. Практика пусть будет материалистична, а теория особь статья,— говорит Мах». Только познание, проверенное практикой, даёт объективную истину. Процесс познания не завершается на ступени
абстрактного мышления, а поднимается на высшую ступень — на ступень проверки истины практикой.

Диалектический материализм вооружает науку знанием законов, по которым всё глубже и глубже познаётся объективный мир.