Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Происхождение семьи, частной собственности и государства — произведение Ф. Энгельса, написанное в 1884 г. Опираясь на материал книги Моргана (см.) «Древнее общество», а также на другие новейшие данные науки о первобытном обществе, Энгельс в своём произведении исследует основные исторические черты общественного строя в древности. Вначале Энгельс показывает, как изменялись формы брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, который связан с ростом производства.
Далее Энгельс анализирует процесс разложения первобытного родового строя (на примере трёх народов — греков, римлян и германцев) и выявляет экономические причины этого разложения. В эпоху родового строя не существовало ещё ни частной собственности, ни классов, ни государства, но рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. Возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса, как машину для удержания в подчинении классов эксплуатируемых, угнетённых.
«Так как государство,— пишет Энгельс, — возникло из потребности держать в узда противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатация угнетенного класса».
Книга Энгельса замечательна по своему теоретическому богатству. Она нанесла удар по различным буржуазным теориям общества. Она показала:
1) что частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определённой ступени экономического развития;
2) что государство в руках эксплуататорских классов всегда «шляется лишь орудием насилия угнетения широких масс народа;
3) что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.
Таков общий, завершающий выгод книги Энгельса. Книга Энгельса заполнила существовавший до ТОГО времени пробел в марксистском освещении первобытного общества и служит до настоящего времени важным пособием для изучения исторического материализма. Однако в своей книге Энгельс воспроизводит моргановскую схему деления общества на ступени — дикость, варварство и цивилизацию, — которая не соответствует понятиям исторического материализма Кроме того, в предисловии к книге Энгельс допустил ошибку, указав, что развитие общества и общественных порядков определяется помимо способа производства также продолжением рода. В действительности же главным фактором, обусловливающим развитие общества, является способ производства материальных благ.