Filslov.ru - Философия как предмет науки


Писарев Дмитрий Иванович

Писарев Дмитрий Иванович (1840—1868) — выдающийся русский материалист и революционный демократ, страстный поборник уничтожения крепостничества и освобождения труда от гнёта капитала. По окончании в 1861 г. Петербургского университета Писарев всецело отдаётся журнальной публицистике, став во главе передового журнала «Русское слово» и проводя в нём линию «Современника» Чернышевского (см.), линию революционной демократии. За свой короткий жизненный путь (Писарев утонул в 28 лет; 41/2 года он пробыл политическим узником в Петропавловской крепости) Писарев успел много сделать для развития русской общественной мысли.

В годы, когда Белинского (см.) и Добролюбова(см.) уже не было в живых, когда Герцен (см.) был в далёком изгнании, а Чернышевский — в сибирских рудниках, Писарев становится «властителем дум» передовой общественности, в особенности учащейся молодёжи. Конечная цель всего нашего мышления, говорил он, состоит в том, чтобы «разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях», Ещё студентом он заявляет себя врагом крепостничества. Писарев призывает к насильственному «низвержению благополучно царствующей династии Романовых». Не имея возможности открыто призывать к революции, он всецело отдаётся идее распространения среди народа научных знаний. Он полагал, что рост просвещения увеличит производительную силу труда и поможет поднять благосостояние народа.

При этом он подчёркивал, что сам по себе рост промышленности, рост богатства в стране ни в коей мере не решает вопроса о благосостоянии масс. Писарев указывает на Францию и особенно на Англию, где рост богатства сопровождается прогрессирующим обнищанием трудящихся масс. Пропаганду исторических знаний, естествознания и «индустриализма» он органически связывал с демократическим преобразованием политического и экономического общественного устройства. Писарев старается как можно нагляднее показать решающую роль самих народных масс. Либералов он называет «разнокалиберной сволочью, которая тешится прогрессивными фразами». Он решительно осуждает политику примирения партий: необходимо полностью, до конца, раскрыть политические разногласия, а не затушёвывать их.

Пройдя эволюцию от абстрактного гуманизма к революционному демократизму и утопическому социализму, Писарев становится смелым пропагандистом идей социализма. Он был глубоко убеждён в том, что будущее принадлежит социализму: «Средневековая теократия упала, феодализм упал, абсолютизм упал; упадёт когда-нибудь и тираническое господство капитала». Писарев предвидел, что и для России с развитием её промышленности рабочий вопрос станет основным вопросом жизни и политики. Деятельность Писарева развёртывалась в тот период, когда, по глубокому определению В. И. Ленина, социализм и демократизм в России ещё были слиты воедино. Поэтому самые передовые деятели страны, и в том числе Писарев, выражали интересы трудящихся в целом, интересы эксплуатируемой народной массы, которая в общем была ещё крестьянской массой.

По своим философским и социологическим воззрениям Писарев продолжал материалистическую философию Чернышевского. Писарев постоянно—от Эпикура (см.) и до Чернышевского — выделял и защищал корифеев материалистического лагеря в философии, постоянно—от Платона (см.) до Гегеля (см.), до Юркевича и А. Григорьева — разоблачал ложь идеализма, его теоретическую несостоятельность, его реакционную политическую ориентацию. Материя и движение, по Писареву, неуничтожимы, вечны и бесконечны в формах проявления: «В природе не пропадает ни один клочок материи, ни одна частичка силы...». Законы природы носят также материальный характер: все они «одинаково вытекают из необходимых и вечных свойств беспредельного мирового вещества». Бытие, материя первичны, сознание вторично.

Весь духовный мир человека, включая и несознаваемые побуждения, иллюзию и т. д.,— всё это отображения внешних явлений в человеческой психике. Человек, говорит Писарев,— не пассивное тело природы, а деятельное, активное существо. Наука не выдумана человеком произвольно: «Она — снимок с природы, сама природа, разоблачённая, разгаданная, открывшая свои законы пытливому разуму человека». Писарев признавал объективный характер науки, решительно осуждая такие понятия, в которых высказывается только субъективное мнение говорящего лица, а не объективное свойство рассматриваемого предмета. Искусство, художественное творчество, как и научное, по Писареву,— форма отображения действительности. В 60-х годах прошлого века в России борьба материализма с идеализмом приняла особенно острый характер по вопросам эстетики.

Идеалисты вслед за Шеллингом (см.) утверждали, что художественное творчество бесцельно, не поддаётся контролю рассудка. Писарев выступил самым решительным образом против реакционной эстетики, против «чистого искусства», отстаивая идеи социально направленного, содержательного, демократического искусства. Поэт, говорил Писарев, должен отражать пульсацию общественной жизни, страстно ненавидеть общественную несправедливость, писать кровью сердца и соком нервов. Отстаивая материалистические основы эстетики Чернышевского — Добролюбова, Писарев, однако, допускал серьёзные ошибки.

Так, он отрицал общественное, познавательное значение музыки, скульптуры, живописи, отрицал великое значение творчества Пушкина. В вопросах эстетики сильнее всего сказалась историческая ограниченность философских воззрений Писарева. Большим вкладом Писарева в материалистическую теорию познания является разработанная им идея о роли фантазии, мечты в познавательном и созидательном творчестве. На глубокие идеи Д. И. Писарева о «нечто полезной» указывал В. И. Ленин в работе « Что делать?» (см.) и в « Философских тетрадях» (см.).
Наряду с механицизмом, метафизикой в сочинениях Писарева имеются и сильные элементы диалектики. Один из первых выдающихся дарвинистов в России, он совершенно независимо от Мюллера — Геккеля и даже раньше их сформулировал биогенетический закон развития. Писарев ясно видел борьбу между отмирающим старым и нарождающимся новым.

Особенно много замечательных диалектических идей высказывал Писарев в своих социологических рассуждениях. В понимании закономерностей и движущих сил исторического развития он в целом оставался на идеалистических позициях домарксистской социологии. За основу прогресса он принимал развитие знаний, народного сознания. Однако в работах Писарева уже содержится много элементов материалистического подхода к историческим фактам. Как экономист Писарев развивал трудовую теорию стоимости. Писарев уделял большое внимание роли труда и трудящихся масс в историческом процессе. Он близко подходил к правильному пониманию роли материальных потребностей масс, роли экономического фактора, решающей роли народных масс в развитии общества. Движущая сила истории, по Писареву, «лежит всегда и везде —не в единицах, не в кружках, не в литературных произведениях, а в общих и преимущественно — в экономических условиях существования народных масс». Будучи идеологом трудящихся крестьянских масс, он был в целом сторонником революционных методов борьбы против эксплуататорского строя общества.

Влияние Писарева для его времени было очень велико. Им зачитывалась передовая мыслящая часть общества как в России, так и в соседних славянских странах. Он оказал огромное революционизирующее влияние на развитие русского естествознания. Выдающиеся деятели русской науки — Бах, Павлов (см.), Тимирязевым.) и др. признают влияние на них Писарева. Под влиянием его социологических взглядов, как и взглядов Н, Г. Чернышевского, формировалось мировоззрение Светозара Марковича (см.), Л. Каравелова и других передовых деятелей славянских стран.
Философские и общественно-политические произведения Д. И. Писарева: «Схоластика XIX века» (1861), «Русское правительство под покровительством Шедо-Ферроти» (1862), «Очерки из истории труда» (1863), «Прогресс в мире животных и растений» (1864), «Исторические эскизы» (1864), «Генрих Гейне» (1867), «Французский крестьянин в 1789 году» (1868) и др.