Filslov.ru - Философия как предмет науки


Шевченко Тарас Григорьевич (1814—1861) — великий украинский поэт, революционер и мыслитель, идейный соратник русских революционных демократов, основоположник революционно-демократического направления в истории украинской общественной мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием передовой русской литературы, в особенности идей русских революционных демократов; в его взглядах нашли своё отражение интересы революционного украинского крестьянства середины -XIX в.— эпохи кризиса феодально-крепостнического строя в России.

Крепостной крестьянин, выкупленный из неволи, Шевченко, по выражению Добролюбова,— «поэт совершенно народный... Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но обстоятельствами жизни был с ним крепко и кровно связан». Шевченко был одним из самых активных участников тайной политической организации на Украине — «Кирилло-Мефодиевского общества» и возглавлял в нём революционное, ведущее ядро. Он был связан с группой петрашевцев (см.), которые в своих планах крестьянского восстания рассчитывали использовать его революционную деятельность на Украине. Царское правительство всю жизнь преследовало его. В 1847 г; он был арестован, отдан в солдаты и сослан в далекие казахские степи. В течение десяти лет (1847—1857) пробыл он в ссылке. После ссылки Шевченко сблизился с участниками журнала «Современник» и его редакторами— Чернышевским (см.) и Добролюбовым (см.).

Как и Чернышевский, он звал народ к топору. Его пламенная поэзия («Сон», «Кавказ», «Завещание») и вся его революционная деятельность были направлены на борьбу против «банды своекорыстных: помещиков» и «коронованного палача» — царя, против «блюдолизов»-либералов, против «тупорылых стихоплётов» — апологетов крепостного режима. Шевченко— борец за народную республику. Он призывает народ: «...цепи разорвите, и злодейской вражьей кровью волю окропите». Гневно разоблачая великодержавный гнёт русских помещиков и царя, Шевченко ратовал за дружбу русского и украинского народов, воспевал «славного из славных» — Богдана Хмельницкого, борца за воссоединение Украины с Россией, выступал за единение славянских пародов на демократических началах. Пламенный патриот, всю жизнь отдавший народу, Шевченко боролся за развитие родной украинской культуры и в развитии украинского языка сыграл такую же роль, как Пушкин в развитии русского языка.

Он разоблачал космополитов, выступал против украинских буржуазных националистов (Кулиш, Костомаров). Украинские буржуазные националисты пытались лживо изобразить Шевченко националистом, либералом и «христианином».
Существовавший общественный строй Шевченко не считал незыблемым, он был убеждён, что крепостной строй * всюду будет уничтожен, что это Связано с развитием паровой машины— техники, которая «пожрёт» «помещиков-инквизиторов», и что важнейшую роль в коренном изменении общественной жизни сыграют народные массы. Материалист по своему мировоззрению, он утверждал, что сила духа не может проявиться без материи. В то время Шевченко не называл свою философскую позицию материализмом, ошибочно понимая под этим словом вульгарную форму материализма. Шевченко разоблачал ложь религии (см.), лицемерие и своекорыстие попов, па крови народа строящих своё благополучие.

Атеист Шевченко решительно отрицал потусторонний мир. В поэме «Еретик» Шевченко показывает, как борется за интересы «простых людей», за единение славян Гус, несущий «миру мир и славу», и как против него, прикрываясь религией, выступает «монах раскормленный» «на апостольском престоле» — папа римский вместе с князьями, баронством и венчанными главами и кровью, как в шинке, торгует». Это выступление поэта против Ватикана не утратило своей злободневности и поныне. Атеизм Шевченко имеет свои особенности. Он нередко употребляет такие слова, как «бог», «святой» и т. п. Но он вовсе не вкладывал в них религиозного содержания, «Бог» у Шевченко — это, как правило, правда по разумению народа. Основной вопрос эстетики он также разрешал материалистически: источником прекрасного является природа; всякие попытки отступить «от вечной красавицы-природы» делают художника «нравственным уродом». Борясь за жизненную правдивость, за народность, за высокую идейность искусства, Шевченко выступал против идеализма в живописи как враждебного идейного направления. Эта взгляды Шевченко ярко отражены в его «Дневнике».

В 40-х и затем в 50-х годах, в эпоху Чернышевского, в борьбе двух лагерей — материализма и идеализма — Шевченко был на стороне русских революционных демократов и материалистов. Его боевая поэзия, распространявшаяся в подполье, была острым оружием в борьбе против крепостничества. Шевченко оказал большое влияние на дальнейшее развитие революционной общественной мысли Украины и украинской культуры (И. Франко — см., М. Коцюбинский, Леся Украинка и др.).