Filslov.ru - Философия как предмет науки


Шелгунов Николай Васильевич (1824—1891) — видный русский публицист и общественный деятель, революционный демократ, соратник Н. Г . Чернышевского (см.). Ещё в студенческие годы Шелгунов проникся идеями Герцена(см.), Белинского (см.), Чернышевского. В 50-х годах он за границей установил контакт с А. И. Герценом и широкими кругами русской революционной , эмиграции. По возвращении на родину Шелгунов примкнул, к «Современнику» Чернышевского.

В публицистике Н. В. Шелгунова видное место занимает популяризация естествознания и критика художественных произведений, но в основном она была посвящена вопросам истории, политики и общественно-экономических отношений. В решении основного вопроса философии Шелгунов исходил из материалистических положений Чернышевского о единой материальной природе, о едином человеческом организме, являющемся частью остального материального мира, продуктом развития материи. Шелгунов критикует идеалистические положения о врождённых идеях, о первичности сознания. Рассудок перерабатывает только тот материал, который получает от впечатлений внешнего мира, говорит Шелгунов.

В 1861 г. Н. В. Шелгунов поместил в «Современнике» статью «Рабочий пролетариат в Англии и Франции». В ней он изложил содержание книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» и таким образом ознакомил русскую общественность с выдающимся марксистским произведением Ф. Энгельса, что оказало несомненное влияние на развитие русской общественной мысли. Защищая Ф. Энгельса от нападок реакционного лагеря русской журналистики, Шелгунов писал: «В числе писателей, на которых нападает Гильдебрант, есть и Энгельс, один из лучших и благороднейших немцев. Имя это у пас совсем неизвестно, хотя европейская экономическая литература обязана ему лучшим сочинением об экономическом быте английского рабочего... Энгельс называет худое худым и не хочет этого худого...».

В философском отношении кроме названной работы Шелгунова наиболее интересны его статьи: «Социально-экономический фатализм», «Убыточность незнания», «Попытки русского сознания», «Письма о воспитании», В своих взглядах на общество Шелгунов в основном оставался просветителем-идеалистом, несмотря на то, что отдавал часто должное роли народных масс в истории. В своих литературно-критических выступлениях Шелгунов боролся за передовую роль искусства, за искусство, содействующее развитию общества. Шелгунов оказал прогрессивное влияние на своих современников как талантливый публицист, обличитель крепостнического гнёта и эксплуататорской, звериной сущности растущего капитализма. Царизм жестоко преследовал Шелгунова. Несколько лет просидел Шелгунов в тюрьме, долгие годы находился в ссылке.