Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Религия— извращённое, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил, «один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством» (Ленин, т. 10, с. 65). Основные черты всякой религии — вера в сверхъестественные силы, будто бы управляющие миром, и поклонение им. Религия имеет общие с философским идеализмом черты и гносеологические .корни: отрыв понятий, представлений от природы, олицетворение и одухотворение сил природы. Философский идеализм есть форма и средство защиты, религии.
Религиозные верования и соответствующие им культ и учреждения (церковь и др.) не вечны, они возникают и существуют лишь в определённых исторических условиях. В течение весьма длительного периода человеческой истории люди не знали никакой. религии. Появление религиозных верований в первобытном обществе стало возможным с развитием мышления и членораздельной речи. Религия возникла как отражение бессилия первобытного человека перед грозными и непонятными ему явлениями природы.
Это бессилие рождало в голове первобытного человека мысли о существовании в окружающем мире особых, сверхъестественных существ, способных благоприятствовать людям или приносить бедствия. Олицетворив предметы природы и наделив их сверхъестественной силой, дикарь пытался воздействовать на них заклинаниями, магией, обрядами. Элементы магии имеются во всех современных религиях. В классовом обществе корни религиозных верований преимущественно классовые. Беспомощность людей перед стихийными процессами развития эксплуататорского общества неизбежно порождает веру в чудеса, в лучшую, загробную жизнь.
«Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии». В нелепых, невежественных сказках церковников и сектантов о боге, о рае, о царстве небесном люди ищут спасения от бедствий и мучений, причиняемых эксплуататорским общественным строем.
Как один из элементов надстройки религия играет активную роль в укреплении породившего её экономического базиса, в укреплении строя, основанного на порабощении и эксплуатации человека человеком. Религия всегда играла реакционную роль, закрепляла бессилие людей перед природой, служила орудием угнетения трудящихся, а в настоящее время во всех буржуазных странах религия является орудием империалистической буржуазии в борьбе против лагеря демократии и социализма. Проповедуя покорность, смирение, отказ от борьбы за переустройство мира, от борьбы за социализм, во имя получения награды после смерти, «на том свете», религия помогает укреплению господства буржуазии. Религия — опиум народа — таково определение Маркса. Внушая, что в природе и обществе всё происходит по воле богов, отвергая объективные закономерности явлений, отрицая способность людей познать окружающий мир, религия мешает людям познавать законы природы и общества и использовать их в интересах общества. Религия выступала и выступает непримиримым врагом прогресса и науки.
Социализм уничтожает материальные корни, питающие религиозные верования. Вместе с исчезновением общественного строя, основанного на эксплуатации человека, человеком, исчезают и условия, порождающие религию. Но преодоление религиозных предрассудков в сознании людей совершается не сразу. Сознание в своём развитии отстаёт от развития материальных условий жизни людей. Поэтому в сознаний отсталых людей и после уничтожения капитализма остаются религиозные предрассудки как пережитки капиталистического прошлого.
Они могут быть преодолены и действительно преодолеваются постепенно, в процессе активного участия широких масс в практическом строительстве коммунистического общества, в процессе коммунистического воспитания. В СССР и странах народной демократии осуществлена подлинная свобода совести. В СССР уже в 1918 г. церковь была отделена от государства и школа от церкви. Каждый гражданин может быть верующим или неверующим — это дело его совести. Коммунистическая партия как передовой отряд трудившихся, борющийся за освобождение их от всяческого гнёта, не может быть нейтральна в отношении к религии, потому что религия есть форма духовного гнёта.
Коммунистическая партия всей своей деятельностью помогает трудящимся освободиться от религиозных суеверий и овладеть научным мировоззрением. Для преодоления религиозных предрассудков большое значение имеет пропаганда марксистско-ленинского мировоззрения, культурно-просветительная работа,' широкая пропаганда естественно-научных и общественно-политических знаний. Глубокое освещение вопроса о религии, об отношении к ней пролетарской партии дано в статьях Ленина «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии» и др.