Filslov.ru - Философия как предмет науки


Франко Иван Яковлевич (1856—1916) — великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. Шевченко (см.) и русских революционных демократов — Герцена (см.), Белинского (см.), Чернышевского (си.), Добролюбова (см.), Писарева (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал «Манифест Коммунистической партии» (см.) Маркса и Энгельса и «Капитал » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из «Анти-Дюринга » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением Сеченова (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он — атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это — мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь — главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия — это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» — и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» — революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко , направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.