Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Шпенглер Освальд (1880— 1936)—немецкий философ-идеалист, махровый реакционер, идеолог прусского юнкерства, один из идеологических предшественников фашизма. Основное произведение Шпенглера, излагающее его философию истории,— «Закат Европы» вышло вскоре после поражения Германии в первой мировой войне и имело огромный успех среди идеологов империализма. В этом произведении Шпенглер предрекает неизбежное крушение капиталистической цивилизации, которую он отождествляет с европейской культурой.
Философия Шпенглера проникнута злобной ненавистью к трудящимся, к социализму и революции. Рабочих («четвёртое сословие») он объявляет «вне культуры», «вне истории»; масса, заявляет Шпенглер, есть конец всего, «радикальное ничто». Шпенглер восхваляет «старопрусский дух», монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война для него — «вечная форма высшего человеческого бытия».
Шпенглеровская «философия истории» основана на отрицании научного познания. Исторический исследователь, по его мнению, тем значительнее, чем меньше он принадлежит науке. Логическому, рациональному познанию Шпенглер противопоставляет интуицию. Борясь против научного, материалистического понимания истории, он отрицает принцип причинности и закономерности в общественной жизни. Шпенглер отвергает возможность познания объективной истины, отстаивая абсолютный релятивизм. Вместе с исторической закономерностью Шпенглер отбрасывает и понятие исторического прогресса, пытается доказать бессмысленность истории и отсутствие в ней развития. Научному пониманию закономерного исторического развития Шпенглер противопоставляет исторический фатализм — предопределённость, «судьбу». Шпенглер отрицает также единство всемирной истории. История распадается у него на ряд совершенно независимых, неповторимых «культур», особых сверх организмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания.
Задачу философии истории Шпенглер сводит к постижению «морфологи ческой структуры» каждой «культуры», в основе которой якобы лежит «душа культуры», Согласно Шпенглеру, западноевропейская культура вступила в стадию упадка уже начиная с XIX в., т. е. с победой капитализма; периодом её расцвета была эпоха феодализма. Воинственное, черносотенное мракобесие Шпенглера, враждебное научному мышлению и выдвигающее против «марксистского социализма» «немецкий социализм», под которым разумеется реставрация феодально-милитаристского старопрусского режима, послужило одним из источников идеологии германского фашизма— «национал-социализма». Близкую к воззрениям Шпенглера «философию истории» пропагандирует в настоящее время один из идеологов американо-английского империализма, английский историк А. Тойпби.