Filslov.ru - Философия как предмет науки


Шопенгауэр Артур (1788— 1860)—крайне реакционный немецкий философ-идеалист, идеолог прусского юнкерства. Основное произведение Шопенгауэра «Мир как воля и представление» было издано в 1818 г., но известность философия Шопенгауэра получила после революции 1848г., когда буржуазия, напуганная революционным движением народных масс, бросилась в объятия реакции. Особенно выросло влияние философии Шопенгауэра после его смерти, в эпоху империализма. Шопенгауэр—злейший враг материализма и диалектики. Материалистическому миропониманию он противопоставляет враждебный научной мысли метафизический идеализм. Взяв у Канта (см.) субъективно-идеалистическое понимание явлений, как обусловленных сознанием, Шопенгауэр отбрасывает кантовскую не познаваемую «вещь в себе», утверждая, что сущностью мира является миро-вал воля. От обычных религиозных воззрений волюнтаризм Шопенгауэра отличается тем, что он признаёт господство над миром слепой, неразумной, бессмысленной воли.

Его «объективный» идеализм является вследствие этого одной из форм иррационализма, поскольку неразумная воля, лежащая якобы в основе всех вещей, исключает закономерность развития природы и общества и тем самым возможность научного, логического познания. Идеализм Шопенгауэра широко открывает дорогу мракобесию. Другой особенностью идеализма Шопенгауэра, снискавшей ему успех у идеологов империалистической буржуазии, является вытекавшее из его волюнтаризма отрицание всякого исторического прогресса, пессимизм. Мировоззрение Шопенгауэра проникнуто жгучей ненавистью к революции, к народу, к демократии; ему ненавистны даже буржуазные реформы. Борясь против идейного, передового, реалистического искусства, Шопенгауэр проповедует человеконенавистнический эстетизм, чуждый жизненных интересов людей, презирающий действительность.

Безразличие, бесцельность, созерцательность художественной интуиции он противопоставляет действенному, прогрессивному, идейному художественному творчеству. Философия Шопенгауэра завершается провозглашением заимствованного в буддийской религии мистического идеала «нирваны» — абсолютной безмятежности, убивающей «волю к жизни». Эта гнилая философия реакции была подхвачена империалистическими мракобесами и использована как одно из средств отравления общественного сознания. Волюнтаризм и человеконенавистничество Шопенгауэра послужили одним из источников хищнической идеологии германского фашизма.