Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Cемья— исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего иола. Все изменения, происходившие на протяжении истории человечества в характере взаимоотношений полов, в браке и в форме семьи, были обусловлены изменениями общественно-экономических укладов и характером общественных взаимоотношений в целом. В глубокой древности, в самом начале истории человечества, половые взаимоотношения людей носили беспорядочный характер.
Каждая женщина принадлежала любому мужчине и каждый мужчина — любой женщине. Из этого первобытного состояния развились различные формы брака и семьи. Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства)) (см.) указывает, что на протяжении истории человечества имелись три главные формы брака. В период родового строя господствовал групповой брак в формах кровнородственной семьи, семьи «пуналуа» («пуналуа» означает «близкий товарищ»). В кровнородственной семье в браке находились братья и сестры. Здесь исключался лишь брак между родителями и детьми. В семье «пуналуа» из взаимного полового общения уже были исключены братья и сестры.
В этот период родство устанавливается лишь с материнской стороны. Господствует материнское право. Экономической основой этих форм семьи является первобытное домашнее хозяйство, в котором решающую роль играла женщина (см. Матриархат). В дальнейшем суживается круг родственников, имевших право находиться в брачных отношениях. Постепенно старые формы группового брака уступают место «парной семье». В «парной семье» мужчина живёт с одной женщиной, но многоженство остаётся правом мужчины, и брачные узы могут быть легко расторгнуты. Дети принадлежат по прежнему матери. Переход к скотоводству и рост богатства, растущее разделение труда вызвали появление частной собственности. Это коренное изменение в общественных отношениях означало поражение материнского права и переход власти в семье к отцу, мужчине, который стал играть главную роль в хозяйстве (см. Патриархат).
Возникает патриархальная семья. Происхождение детей устанавливается уже по отцовской линии. Позже, с разложением первобытно общинного строя, возникает моногамия (единобрачие). Моногамная семья, основанная на частной собственности, хотя и была прогрессом, однако, как указывает Энгельс, не являлась высшей формой брака. Женщина превратилась в рабыню мужчины; «первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским». В семье, как в миниатюре, отражались все противоречия общественного развития. В буржуазном обществе на форму организации семьи наложила свою печать частная собственность. В половом сближении людей при капитализме главную роль играет не их естественное влечение друг к другу, а грубый материальный расчёт, коммерческая выгода брака. Дополнением к браку становится узаконенная проституция. Буржуазная семья превращается в рассадник разврата и безнравственности.
Только в трудовом народе, только среди угнетённых классов, особенно среди пролетариата, на основе иных взаимоотношений — товарищеской взаимопомощи и взаимного уважения человеческого достоинства — могла возникнуть и развиться подлинно человеческая любовь, ставшая основой новой, более высокой формы семьи. Полное освобождение женщины, уравнение её во всех правах с мужчиной принесла в нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция. Женщина вышла на дорогу активной производственной и культурной деятельности. Её положение в обществе резко изменилось, её удельный вес в производстве и в общественной жизни необычайно повысился. Женщина была могучей силой советского общества. Это не могло не отразиться в самом благоприятном смысле на характере взаимоотношений мужчин и женщин. Основным мотивом брака в социалистическом обществе становится подлинно человеческая любовь мужчины и женщины.
На этой основе, скреплённой общими производственными, общественными и культурными интересами мужчины и женщины, их идейной близостью, возникла и с каждым годом укрепляется советская семья, семья нового типа, какой не знала история. Советская семья представляет собой первичный коллектив советского общества, его органическую клеточку, живущую общей жизнью и едиными интересами со всем советским обществом. Супруги занимают в семье равное положение, внося в организацию семейной жизни свой личный труд. Общий рост благосостояния всей страны способствует росту народонаселения, что выражается, в частности в непрестанном увеличении количества многодетных семейств.
Различные учреждения по охране материнства и младенчества, родильные дома, консультации, детские ясли, сады и школы призваны оказывать родителям помощь в физическом и нравственном воспитании детей. Общность идейных интересов обоих супругов, советские принципы и методы воспитания детей укрепляют семью и делают её одним из устоев советского общества. Для дальнейшего укрепления и развития советской семьи требуется борьба с имеющимися ещё пережитками капитализма в быту, в сознании людей, в отношении к женщине. Советское общественное мнение и советские законы осуждают буржуазные нравы в семье, заботятся об укреплении семьи, развитии и воспитании молодого подрастающего поколения.