Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Cельская община — форма хозяйственного объединения, возникшая на последней стадии развития первобытно-общинного строя (см.). Рост экономического неравенства, развитие частной собственности на средства производства разрушают старую, патриархальную семью и хозяйство семейной общины (см. Патриархат). Внутри большой патриархальной семьи стали выдвигаться отдельные семейные ячейки, превращавшие орудия труда и скот в свою частную собственность и самостоятельно, индивидуально ведущие своё хозяйство. Индивидуальное производство, основанное на частной собственности, становится господствующей формой производства.
Тем не менее пережитки первобытно-общинного строя в течение длительного периода продолжают существовать и виде сельской общины. Она продолжала существовать в том или ином виде как пережиток прошлого и в более поздние эпохи: в условиях рабовладельческого общества, феодализма и даже капитализма. В отличие от более ранних первобытных общин сельская община покоится не на кровном родство.
Маркс указывал, что ««сельская община» становится первой социальной группировкой свободных людей, не связанных кровными узами». В сельской общине орудия производства, двор, дом находятся и частной собственности отдельных семей. Хозяйство ведётся не коллективно, общиной, а индивидуально. Однако вся земля, в том числе и пахотная, является неотчуждаемой и составляет общую собственность сельской общины. При этом происходят периодические переделы земельных участков между членами сельской общины. Таким образом, сельская община по природе своей имеет двойственный характер. Она сочетает два начала:
1) частную собственность на все средства производства (кроме земли) и индивидуальное производство, индивидуальное присвоение и
2) коллективное владение пахотной землёй (регулярно разделяемой для индивидуального, частного пользования), лугами, лесами, выгонами для скота.
Сельская община как последняя стадия первобытно-общинного способа производства имела место у всех народов. В Германия она носила название «марка». Анализу исторической роли общины-марки посвящена работа Энгельса «Марка». Характеризуя сельскую общину, Маркс писал: «Один из типов, который принято называть сельской общиной, и являет собою русская община. Ее эквивалентом на Западе является германская община, возникновение которой восходит ко временам недавним... В эпоху Юлия Цезаря уже производился ежегодный передел пахотной земли между группами, между родами и племенами, но еще не между индивидуальными семьями общины; вероятно, и хозяйство велось группами, сообща. На самой германской почве эта община более древнего типа преобразовалась путем естественного развития в сельскую общину в том виде, в каком она описана Тацитом... «Сельскую общину» встречают также в Азии, у афганцев и др., но она повсюду представляет собою наиболее новый тип общины и, так сказать, последнее слово древнего образования обществ».
В источниках русской истории говорится об «огневищах» и «печищах», т. е. об общинах, совместно ведущих хозяйство, живущих у одного очага и сообща владеющих землёй, всеми средствами производства. Речь здесь идёт о большой патриархальной семье, о домашних и семейных общинах. С XVI—XVII вв. семейная община находится в переходном состоянии: идёт процесс образования индивидуальных семей посредством раздела и выделов. После образования Московского государства великие князья, феодалы стали раздавать своим дружинникам и приближённым землю. Таким образом создавался помещичий строй. В конце XVI в. крестьяне были полностью прикреплены к земле. Сельская община оставалась пережитком старых общественных отношений,— господствующее положение занимало феодально-крепостническое землевладение.
Во второй половине XIX в. под влиянием развития капиталистических отношений в деревне сельская община начала разлагаться, выделяя из своей среды, с одной стороны, небольшие группы богатых крестьян, с другой — огромную массу обедневшего и пролетаризирующегося крестьянства. В общину начали проникать отношения эксплуатации. Переделы земли, которые раньте совершались периодически, производятся всё реже и реже, а затем совершенно прекращаются. Таким образом, общинное землевладение исчезает, полностью побеждает частная собственность.