Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Матриархат (материнский род) — историческая ступень в развитии первобытно-общинного строя (см.), характеризующаяся первенствующей ролью женщины в хозяйстве. Расцвет первобытно-общинного строя есть в то же время расцвет матриархата. Основой матриархата является, следовательно, способ производства первобытнообщинного строя, с которым он неразрывно связан. Матриархат возник благодаря следующим основным причинам. При групповом браке, который имел место у всех народов на низших стадиях развития, отец детей не был известен, известна была лишь мать.
Так как происхождение могло быть установлено лишь с материнской стороны, то признавалась только женская линия родства. Женщина при браке оставалась в роде, мужчина же переходил в род жены. Это обстоятельство определяло громадную организаторскую роль женщины. Самой главной причиной существования матриархата было то, что женщина держала в своих руках всё хозяйство рода. Охота не давала надёжных средств существования. В земледелии труд был более производительным. Земледелием вначале занимались главным образом женщины. Роль женщины возрастает при переходе к оседлому образу жизни, когда появляется собственно домашнее хозяйство. Уход за жилищем, поддержание домашнего очага, заготовка запасов, работа на огороде, приготовление пищи и т. д. — таковы были функции, выполнявшиеся женщиной. В первобытно-общинном строе домашнее хозяйство играло огромную роль.
Оно носило общественный характерен женщина являлась домоправительницей. С возникновением и развитием скотоводства роль женщины уменьшается и мужчина становится главной производительной силой в обществе. Всё богатство, орудия производства, скот, а впоследствии рабы постепенно переходят в собственность мужчины. Женщина оттесняется на -второе место, так как домашнее хозяйство становится лишь придатком к основному производству. Свободная до сих пор женщина превращается в служанку мужа. «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил и в доме бразды правления, а женщина утратила свое почетное положение, была превращена в слугу, в рабу его похоти, в простое орудие деторождения».
Буржуазная вульгарная историческая наука отрицает существование матриархата. А отрицая его, она отрицает тем самым и первобытно-общинный строй как первую социально-экономическую ступень исторического развития всех народов. Буржуазные «учёные» считают, что патриархат (см.) является изначальным институтом. Причины такого утверждения понятны: патриархат связан с частной собственностью, и если он изначален, то изначальна и вечна частная собственность. Громадное обилие этнографического материала, подтверждающего существование матриархата, заставило буржуазных «учёных» сойти с позиций голого отрицания матриархата.
Они стали утверждать, что матриархат якобы свойствен был только народам, принадлежащим к «низшим», цветным расам; у народов же «высшей» расы всегда, по их мнению, существовал патриархат. Ложность такого взгляда полностью доказана марксизмом на основе строго научных данных. На определённой стадии развития первобытно-общинного строя матриархат существовал у всех народов без исключения. МАХ Эрнст (1838 — 1916) — австрийский физик и философ-идеалист. Субъективно-идеалистическая философия Маха изложена в его сочинениях «Анализ ощущений» (1885), «Познание и заблуждение» (1905) и др. Мах рассматривал вещи как «комплексы ощущений», отрицая существование внешнего, независимого от сознания людей мира. Так же субъективно идеалистически он истолковывал время и пространство, Причинность, закономерность и т. д. Махизм пытался возродить и подновить реакционные идеи Беркли (см.) и Юма (см.). Философия Маха отличается крайней эклектичностью.
Мах фальсифицировал новые данные естествознания в интересах победы фидеизма над материализмом. «Философия естествоиспытателя Маха относится к естествознанию,— писал Ленин,— как поцелуй христианина Иуды относился к Христу, Мах точно так же предает естествознание фидеизму, переходя по существу дела в сторону философского идеализма», Ленин вскрыл классовую тенденцию, которая лежала в основе философии Маха и которая всецело сводилась к прислужничеству фидеистам в их борьбе против философского материализма вообще и против исторического материализма в частности.
Философия махизма находила поддержку среди западноевропейских «марксистов» типа Ф. Адлера и О. Бауэра, а в России — среди одной части партийных интеллигентов, считавших ce6si марксистами, но никогда не стоявших твёрдо на позициях марксизма (Богданов, Базаров, Луначарский, Юшкевич, Валентинов и др.). Махистские воззрения, противоречащие науке, широко распространены среди буржуазных физиков, сторонников современного «физического» идеализма. Сокрушительная критика учения Маха и махистов дана в книге Ленина « Материализм и эмпириокритицизм» (см.).