Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Отрицание отрицания философское понятие, выражающее одну из сторон диалектического процесса развития. Понятие «отрицание отрицания» впервые появилось в философии Гегеля (см.). У Гегеля «отрицание отрицания» выступает преимущественно как орудие, с помощью которого он создаёт свои искусственные идеалистические конструкции. Весь процесс развития подводится у него под « триады» (см.) ( тезис, антитезис, синтез). Тезис отрицается антитезисом, который в свою очередь отрицается синтезом («отрицание отрицания»). Враги марксизма (Дюринг, Михайловский) в целях дискредитации марксистской диалектики заявляли, будто Маркс и Энгельс строили свою теорию, опираясь на гегелевскую триаду, и с помощью триады («отрицания отрицания») доказывали неизбежность гибели капитализма. Возражая Михайловскому, Ленин указывал, что задача материалистов — правильно и точно изобразить действительный исторический процесс, что именно на таком подходе основан научный социализм, а «отрицание отрицания», «триады» — это не что иное, как остатки гегельянского способа выражения.
Маркс и Энгельс иногда пользовались термином «отрицание отрицания»,но в их работах это понятие имело материалистическое содержание и выражало но что иное, как поступательный характер развития самой объективной действительности, развития, включающего в себя в какой-то степени повторение некоторых пройденных ранее ступеней, но повторение на более высокой базе. И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме» отбросил остатки гегельянского способа выражения и, переработав то рациональное, что содержалось в положении об «отрицании отрицания»,— именно идею о движении от низшего к высшему, от простого к сложному,— в ясной, научной форме изложил положение марксистского диалектического метода о поступательном характере развития.
Это поступательное движение обусловлено переходом количественных изменений в качественные, диалектическим характером отрицания сарого, отмирающего и возникновения нового. Переход от старого качества к новому не означает просто уничтожения всего того, что было создано раньше. Диалектически понимаемое отрицание, говорит Ленин, не есть голое, «зряшное» отрицание, простое отбрасывание всего старого. «В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом».Социализм, например, есть коренное отрицание капиталистического строя. Но вместе с тем это есть и удержание того положительного, ценного, что было создано при капитализме,— производительных сил, передовой культуры и т. д.
Таким образом, переход от старого качества к новому, возникновение нового всегда происходит на основе достигнутого ранее, и новое, опираясь на всё то положительное, что было завоёвано на предыдущих этапах развития, поднимается выше, является более высокой ступенью по сравнению со старым, новым дальнейшим шагом в едином процессе закономерного развития. Это и обусловливает поступательный характер развития, развитие по восходящей линии.