Filslov.ru - Философия как предмет науки


Объективная истина — правильное отражение в сознании людей, в положениях науки объективного мира, объективной действительности. Таковы, например, утверждения естествознания, что земля существовала до человека, что мир материален, что человек мыслит при помощи мозга и т, п. Идеалисты, отрицающие объективный мир, существующий вне и независимо от сознания, не признают объективной истины; для них истина — нечто субъективное, произвольное. Вопрос об объективной истине является одним из важнейших вопросов, вокруг которого шла и ныне идёт ожесточённая борьба двух противоположных лагерей, партий в философии — материализма и идеализма. Отрицание объективной истины служит в руках идеалистов средством борьбы против науки и научного познания, средством защиты фидеизма, поповщины.

Как прежние, так и современные субъективные идеалисты утверждают, что ощущения, представления, понятия — лишь знаки, символы, инструменты, которые создаются человеком в целях «удобства» познания, но что они не отражают самих объективных вещей, предметов, явлений. Так, например, махист Богданов (см.) заявлял, что нет и не может быть объективной истины: истина есть лишь «идеологическая форма — организующая форма человеческого опыта». С этой точки зрения объективной истиной можно объявить самые дикие предрассудки людей, например веру в леших, в домовых, ибо эта вера есть также «идеологическая форма опыта». Ленин в « Материализме и эмпириокритицизме» (см.) разоблачил лживость и реакционность махистской теории истины, показал её несовместимость с естествознанием. «Отрицание объективной истины Богдановым, — указывает Ленин; — есть агностицизм и субъективизм... Утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина.

С философией махистов и с их учением об истине непримиримо это положение естествознания: если истина есть организующая форма человеческого опыта, то не может быть истинным утверждение о существовании земли вне всякого человеческого опыта». Современные буржуазные идеалисты — прагматисты, логические позитивисты и т. п. — сделали основным предметом своей реакционной философии отрицание объективной истины. Именно через отрицание объективной истины они стремятся так «обработать» новейшие данные науки, чтобы привести к выводу, что кроме человеческих ощущений и представлений никакого мира не существует, что внешний мир есть лишь комплекс ощущений. «Физических!» идеализм целиком основан на такой идеалистической «обработке» данных науки. Диалектический материализм разоблачил эти идеалистические фокусы и дал подлинно научную разработку вопроса об объективной истине как вопроса о том, «может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?».

Наука и практика показывают, что каждая научная истина, верно отражающая действительность, проверенная практикой, есть объективная истина. Так, например, марксистский философский материализм учит, что материя и движение неразрывны, что нет материи без движения. Учение современной физики об атоме, о внутриатомной энергии целиком подтверждает это положение материализма. Практическое же овладение законами расщепления атома, овладение атомной энергией даёт высший критерий истинности этого положения. Следовательно, положение о неразрывности материи и движения есть объективная истина, ибо в этом положении отражено содержание, взятое из самого объективного мира, независимое от субъекта.

Такой же объективной истиной является учение марксизма о социализме. Это учение есть выражение объективных законов исторического развития человечества, оно подтверждается всей практикой развития общества. Победа социализма в СССР, переход па путь строительства социализма в странах народной демократии, борьба всех народов за мир, демократию и социализм, против капиталистического варварства есть практическое доказательство неизбежности замены капитализма социализмом. Вот почему диалектический материализм учит, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин.