Filslov.ru - Философия как предмет науки


Опыт.— Под опытом в узком смысле обычно понимают экспериментальную проверку наших знаний лабораторным путём или путём наблюдения явлений в окружающей действительности. Опыт в понимании марксизма включает в себя всю совокупность общественной практики людей. Он создаётся в процессе взаимодействия людей с внешним миром, в процессе практической, в первую очередь материально-производственной, деятельности, в которой человек изменяет природу и изменяется сам.

В этом смысле опыт — основа познания и критерий истины. По теориям идеалистов (например, махистов), в опыте мы имеем дело не с материальными предметами и явлениями, а лишь со своими ощущениями, со своими собственными переживаниями. Современные буржуазные философы (прагматисты, позитивисты и т. п.) всячески эксплуатируют понятие опыта и, извращая его, пытаются с его помощью укрепить идеализм. Как и махисты, они под опытом понимают совокупность ощущений, действие, состояние ощущений. Ленин в « Материализме и импириокритицизме» (см.) разоблачил фокуснические манипуляции субъективных идеалистов с понятием «опыт». Он показал, что использование этого понятия эмпириокритиками, эмпирио монистами и др. объясняется желанием подделаться под «реалистов», попыткой прикрыть откровенный субъективный идеализм.

Ленин указывает, что понятие «опыт» может быть истолковано и материалистически и идеалистически, поэтому нельзя считать того или иного философа материалистом только потому, что он ссылается на опыт. Ленин подверг резкой критике Плеханова, когда тот объявил материалистическим положение махиста Карстаньена о том, что опыт является «предметом исследования». Ленин показал, что всё дело в том, как понимать опыт: «...Под словом «опыт», несомненно, может скрываться, и материалистическая и идеалистическая линия в философии, а равно и юмистская и кантианская, но ни определение опыта, как предмета исследования, ни определение его, как средства познания, ничего еще не мешает в этом отношении».

Только материализм даёт научное определение опыта как человеческой практики, имеющей дело с объективной, независимой от человеческого сознания природой и преобразовывающей природу с помощью орудий производства, создаваемых людьми. Опыт в таком, материалистическом, понимании имеет огромное значение для теории познания, для науки, для революционной деятельности рабочего класса. Подлинно научная теория опирается на опыт, она является теоретическим обобщением опыта, выводом из него.