Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Триада — троичность, трёх ступенчатость развития, схема развития, применяемая Гегелем (см.) в его философии. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени. Первая ступень — тезис — отрицается второй ступенью — антитезисом, вторая ступень в свою очередь отрицается третьей — синтезом. Третья ступень называется синтезом (соединением) потому, что она не только отвергает предыдущую ступень, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. У Гегеля триада — это схема, под которую искусственно подгоняется действительность.
Дюринг (см.) и Михайловский (см.) пытались приписать маргегелевскую триаду. Они утверждали, что неизбежность победы социализма Маркс доказывал, руководствуясь якобы не фактическим исследованием экономических законов общественного развития, а триадой, предвзятой мыслью о том, что раз капиталистическая частная собственность есть самая крайняя противоположность общественной собственности, то общественная, социалистическая собственность неизбежно должна будет уничтожить капиталистическую.
В действительности же Маркс доказывал неизбежность победы социализма на основе объективного изучения господствующих при капитализме экономических противоречий. Марксистская диалектика рассматривает и изучает жизнь во всей её полноте, противоречиях, переходах, не подгоняя её искусственно под абстрактные схемы. Рациональное зерно, имеющееся в гегелевском учении о триадах, заключается в том, что это учение, хотя и в идеалистической, извращённой форме, выражало развитие, переход от низшего к высшему, при котором высшая ступень сохраняет некоторые положительные черты низших ступеней. Троичность же есть, по выражению Ленина, внешняя, поверхностная сторона диалектики. Марксизм-ленинизм очистил диалектику от этой шелухи. (См. также Отрицание отрицания.)