Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Нация — «исторически сло-зкившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории; экономической жизни и психического склада; проявляющегося в общности культуры». Указанные в этом определении признаки нации—общность языка, территории, экономической жизни и психического склада — являются необходимыми признаками; только наличие всех этих признаков, взятых вместе, даёт нацию, и, наоборот, достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией.
Нацию нельзя смешивать ни с расой (см.), ни с племенем. В отличие от расы, характеризующейся определёнными внешними биологическими признаками (например, цветом кожи, волос и т. д.), нация представляет собой не биологическую, а социальную категорию. В отличие от племени, являющегося категорией этнографической, характерной для первобытно-общинного, родового строя, нация представляет- категорию историческую, возникшую впервые лишь в эпоху подымающегося капитализма. Исторически нации складывались из людей различных рас и племён. Так, например, итальянская нация образовалась из римлян, германцев, этрусков, греков, арабов и т. д., французская нация — из галлов, римлян, бриттов, германцев и т. д. Признаки нация складывались исподволь, ещё в докапиталистический период.
Однако они находились тогда в зачаточном состоянии и содержали в себе лишь возможность образования нации в будущем при известных благоприятных условиях. Эта возможность превратилась в действительность лишь в период подымающегося капитализма с его национальным рынком, с его экономическими- и культурными центрами. Развитие капитализма привело к уничтожению феодальной раздробленности, к развитию экономических связей между отдельными областями, к объединению местных рынков в один общенациональный рынок. Таким образом складывалась общность экономической жизни, а на её основе развивалась культурная общность и т. д. Так как основой этого процесса являлось развитие капиталистического способа производства, то создание национальных связей было созданием связей буржуазных.
Сложившиеся в эпоху подымающегося капитализма нации являлись буржуазными нациями, ибо их собирала воедино и цементировала буржуазия, ибо их главной руководящей силой являлись буржуазия и её националистические партии. Это наложило отпечаток па весь духовный и социально-политический облик этих наций. «Классовый мир внутри нации ради «единства нации»; расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом, — таков идейный ' и социально-политический багаж этих наций». Неизбежным следствием этого явились раздор и ненависть между нациями, нацио
нальные конфликты, которым может положить конец только ликвидация капиталистического строя. Раскол буржуазного общества на антагонистические классы не исключает единства нации как устойчивой экономической общности' людей, ибо буржуа и пролетарии связаны между собой всеми нитями экономики.
С падением капитализма сходят со сцены и буржуазные нации. На развалинах старых, буржуазных наций развиваются новые, социалистические нации, представляющие собой принципиально иовый тип нации. Эти нации складываются на основе подымающегося социализма. Руководящей и направляющей силой, скрепляющей эти новые нацви, является рабочий класс и его интернационалистическая партия. Сообразно этому коренным образом изменяется и облик наций. «Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма; уничтожение остатков национального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств; уничтожение остатков национализма во имя установления дружбы между народами и утверждения интернационализма; единый фропт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма, — таков духовный и социально-политический облик этих наций».
В результате образования социалистических наций изменяются коронным образом и отношения между нациями: исчезают остатки былого недоверия между ними, развивается дружба народов (см.), которая становится одной из важнейших движущих сил социалистического общества. Социалистические нации являются несравненно более сплочёнными и жизнеспособными, чем буржуазные нации, ибо они свободны от непримиримых классовых, противоречий, разъедающих буржуазные нации. Ликвидация национального гнёта и уста-. новлеиие равноправия всех народов, фактическое осуществление взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни, преодоление хозяйственной и культурной отсталости народов, запоздавших в своём развитии, создали все условия для расцвета социалистических наций в СССР.
Многие народы, которые не успели или не имели возможности сложиться в нации в условиях дореволюционной России, впервые консолидировались в нации в СССР (например, туркмены, киргизы и др.). Результатом этого явилось увеличение числа наций в СССР. Таким образом, вопреки утверждениям врагов ленинизма социализм повлёк за собой не отмирание, а, наоборот, расцвет наций. Нации являются при советском строе уже не обычными современными нациями, а нациями социалистическими.
Большую роль в подъёме хозяйства и культзфы ранее отсталых наций сыграла помощь русского парода, являющегося наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза, и заслужившего общее признание как руководящая нация.
Будучи исторической категорией, нация имеет не только свое начало, но и спой конец. В будущем, после победы социализма в мировом масштабе, когда нации объединятся в единой системе мирового социалистического народного хозяйства, создадутся реальные условия, необходимые для постепенного слияния всех наций в одно целое. Но эти условия сложатся не сразу. Вреднейшей ошибкой было бы думать, что первый этап периода всемирной диктатуры пролетариата будет началом отмирания наций и национальных языков. Наоборот,это будет этап роста и расцвета ранее угнетённых наций и национальных языков, этап утверждения равноправия наций, ликвидации взаимного национального недоверия, налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.
Только па втором этапе периода всемирной диктатуры пролетариата, по мере того как будет складываться единое мировое социалистическое хозяйство, возникнет необходимость иметь наряду со своими национальными языками общий межнациональный язык. Возможно, что первоначально будет существовать не один общий для всех наций мировой экономический центр с одним общим языком, а несколько зональных экономических центров для отдельных групп наций с общим зональным языком для каждой группы.
Только на следующем этапе периода всемирной диктатуры пролетариата, когда мировая социалистическая система хозяйства достаточно окрепнет и социализм войдёт в быт народов, когда нации убедятся на практике в преимуществах общего языка перед национальными языками, различия между нациями начнут отмирать и вместо различных национальных языков будет существовать один общий интернациональный язык. Этот общий международный язык не будет ни немецким, ни русским, неанглийским. Это будет новый язык, вобравший в себя лучшие элементы национальных и зональных языков.