Filslov.ru - Философия как предмет науки


Неокантианство— одно из буржуазных философских направлений второй половины XIX в., воспроизводившее и возводившее в систему всё худшее, реакционное, мёртвое, субъективно-идеалистическое, что содержалось в философии Канта (см.). Остриё критики неокантианства было направлено против марксизма. Неокантианство было распространено в Германии, Италии и России. В России представителями неокантианства были «легальные марксисты» — Струве, Булгаков и др. (см. Легальный марксизм).

Ленин разоблачил неокантианскую ревизию марксизма и раскрыл её враждебную рабочему классу сущность. После мировой империалистической войны 1914— 1918 гг. неокантианство уступило ведущее место другому реакционному направлению — неогегельянству (см.). Застрельщиками неокантианства во второй половине XIX в. выступили философы Либман, Лавте, физик Гельмгольц. Неокантианцы пытались согласовать науку с идеалистической философией Канта.

Они отрицали существование «вещи в себе», считая её «чуждой каплей крови», отказывались от признания объективных закономерностей общества, сводили категории науки к субъективным нормам и т. п. Таким образом, неокантианцы не только звали «назад к Канту», но и критиковали Канта за имеющиеся в его философии элементы материализма. Наибольшую законченность неокантианство получило в двух главных школах: Марбургской (Когеи, Натори, Касирер) и Фрейбургской (Виндельбанд, Риыкерт). Неокантианство сделалось чуть ли не официальной философией II Интернационала, Бершнтейн, Каутский, М. Адлер, Форлендер и другие ревизионисты пытались сочетать неокантианство с марксизмом. Правые социалисты — современные продолжатели старых реформистов — также используют неокантианство в борьбе против марксизма.